Как часто вы отправляете друзьям картинку с подписью «me core» или ищете в магазинах ту самую вещь из балетной, теннисной, гоблинской, кокетливой или иной эстетики? Или, может быть, вас пугает, что окружающие так зависимы от набора странных картинок в Интернете? Что такое интернет-эстетики и какими они бывают, разбираемся вместе с участниками исследовательского проекта «Введение в интернет-эстетики».
Интернет-эстетики — это массив визуальных и аудиальных образов, действующий в рамках социальных взаимодействий в Интернете и попыток самоидентификации пользователя. Множественность интернет-эстетик может быть осмыслена как один из эффектов того, что Дж. Агамбен называет расколом между индивидом и его маской.
Эта не-принадлежность позволяет нам не просто проживать несколько жизней, но и создавать воображаемые пространства, где обретаются сменяющиеся «Я». Их специфика формируется по принципам интернет-эстетики: оформление личных страниц в соц. сетях или досок в Pinterest становится фактически индивидуальной эстетикой и содержит в себе те же элементы (треки, картинки, отретушированные фото и т.д. и т.п.). Нередко такие виртуальные личности создаются пользователями из микса материалов популярных эстетик. Попробуем в них разобраться.
Weirdcore — совокупность неприятных образов, передаваемых через низкое качество изображения. Они намеренно вызывают дискомфорт, ощущение соприкосновения с чем-то необъяснимым и ужасным. Пользователь нередко стремится «развидеть увиденное» после подобного контента. Такие чувства можно воспринимать как побочный эффект от столкновения с сочетанием несочетаемого: в искусстве подобным образом проявляет себя сюрреалистическая живопись. В рамках же интернет-пространства Weirdcore может компенсировать «идеальность» широко транслируемых образов блогеров и звёзд: переживание ужаса или отвращения высвобождает то, что Б. Гройс называет «антиэстетическим» опытом.
С опорой на определение, взятое с тематического сайта Aesthetics Wiki, можно утверждать, что Traumacore – ряд изображений, чьим смысловым ядром стало переживание абьюзивных отношений и травмы. Чаще всего это травма, напрямую связанная с сексуализированным насилием. Отличительная черта Traumacore заключается в визуальном противопоставлении эмоционально тяжелых историй, скрытых в изображении, и «милыми» образами, которые нужны для взаимодействия с вытесненным из памяти опытом. Traumacore порождает «антиэстетический опыт», играя на контрастах. Пользователи считывают информацию с изображений Traumacore и стремятся к неосознанной стигматизации. По этой причине пользователи решили маркировать публикуемые в социальных сетях работы в эстетике Traumacore во избежание неадекватной реакции со стороны пользователей.
Dreamcore — интернет-эстетика, отсылающая к опыту сновидений. Тревожащие своей зыбкостью лиминальные пространства, в которых сновидец оказывается заперт, оказывают воздействие даже после пробуждения. Часто Dreamcore сопоставляется или пересекается с Weirdcore. Его сопровождает чувство ностальгии по местам, в которых сновидец мог никогда не бывать на самом деле. В эстетическом отношении это передается через ненатуральное свечение, странные формы дорог или помещений, ограниченность радиуса зрения через пугающе обрывающийся освещаемый фрагмент и т.д.
Frutiger Metro – ответвление визуальных эстетик дизайна «Frutiger». Одной из ключевых идей в эстетиках этого рода является симбиоз технологического и природного. В отличие от Frutiger Aero, которая в своих изображениях создает «глубину» с помощью трехмерных форм, Frutiger Metro выполнен с использованием векторной графики.
Rave Metro – одна из многочисленных вариаций Frutiger Metro. Визуальное оформление в этой стилистике также обращается к векторной графике и более «плоским» изображениям, но основой становится слияние эстетик рейва, диско и рок-музыки. Всевозможные цветочные композиции Frutiger Metro сменяются в Rave Metro часто встречающимися образами больших аудиоколонок, электрогитар, диджейских микшеров, микрофонов, наушников, музыкальных нот и танцующих женских силуэтов.
Отличительный чертой интернет-эстетик, в отличие от их «аналоговых» предшественников, становится место распространения изображений. Их существование и циркулирование в рамках современного цифрового пространства не только развивает предшествующие эстетические представления, но и служит средством коммуникации между пользователями платформ. В процессе создания интернет-эстетик в их ядро (core) может входить множество черт реальной жизни, которые позволяют воспроизводить часть эстетик вне Интернета.