Строительство объекта в Ухте закончили к апрелю 2024-го, причем со значительным опережением графика. Но дальше начались проблемы, причем не технического, а бумажного плана — до сих пор нет положительного заключения на сметную документацию. Есть риск, что сделать это за оставшиеся 10 дней не успеют, и республика сорвет реализацию нацпроекта, что грозит штрафными санкциями. В чем причина и кто виноват, выясняли на заседании правительства Коми 19 декабря.
Как рассказала первый заместитель министра строительства и ЖКХ Коми Анастасия Пихней, строительство станции водоочистки с созданием системы управления комплексом водоснабжения в Пожня-Ель Ухты — самый главный проект, который реализуется в Коми по нацпроекту «Чистая вода».
— На сегодня объект работает в пуско-наладочном режиме с апреля. Вместе с тем техническая часть вышла только в декабре с положительным заключением госэкспертизы, а сметная часть до сих пор еще не вышла. Мы прикладываем максимальные усилия совместно с проектировщиком и госэкспертизой, чтобы получить положительное заключение в части сметы, — сказала она.
Строительство объекта обошлось в 1 миллиард 40 миллионов рублей. Станцию строили с 2022 года, за это время сменился подрядчик. Взявшееся за работу ООО «Нерудпром» не только устранило отставание, но и построило объект намного раньше срока. Но на этом история не закончилась.
Первый заместитель председателя правительства Коми Эльмира Ахмеева попросила исполняющего обязанности руководителя Управления госэкспертизы республики Коми Владимира Шабалина объяснить, как обстоят дела.
— Мы слово «экспертиза» слышим на всех совещаниях, в диалогах, запросах, ответах, слышим чаще всего: «Не выдано», «Замечания», «Не выдано», «Замечания», «Экспертиза», «Экспертиза». В чем системная проблема у всех — у заказчиков, проектировщиков, контролеров, госстройконтроля? В чем у нас проблема на примере одного объекта — Пожня-Ель? Проект запущен, работает в пуско-наладке. Вместо того чтобы получить некую благодарность от министерства строительства, правительства Российской Федерации о том, что объект на девять месяцев завершен раньше установленного срока, мы сейчас идем прям по самому краешку для того, чтобы не сорвать нацпроект из-за бумажной волокиты, — заметила она.
— Если говорить конкретно по этому проекту, то сама проектная документация прошла экспертизу в 2022 году. В процессе строительства был внесен ряд изменений и дополнений в проектную документацию. В 2023 году по дополнениям было выдано еще одно положительное заключение. В 2024 году в процессе строительства изменился ряд технических условий, в том числе система связи. Второй момент — подрядная организация заменила целый ряд оборудования станция. Техническую часть документацию нам отправили достаточно поздно, но она была рассмотрена и получила положительное заключение 20 ноября этого года. После этого проектная организация, которая ведет сопровождение проекта строительства (она не была автором проекта), стала разрабатывать смету. Честно говоря, смету они представили только 5 декабря, — ответил Владимир Шабалин.
— Положительное заключение выдадите, или прямо сейчас надо писать [заместителю председателя правительства России Марату] Хуснуллину, что мы не выполняем, и сразу готовить средства на штраф? — поинтересовалась Эльмира Ахмеева.
— Министерство вызвало проектную организацию к нам сюда, в Сыктывкар, они вчера приехали, мы их посадили рядом с нашими сметчиками, чтобы они вместе доработали смету. Я надеюсь, к 25 декабря в лучшем случае постараются закончить, — сказал руководитель управления госэкспертизы.
— 25-е число не особо устраивает. 22-е число — субботу и воскресенье можно поработать всем. Что мешало собраться и пригласить проектировщиков в апреле-мае? Войти в конструктивный диалог, рабочий процесс — что мешало это сделать? Будь у меня такая возможность, человеком года по работе с муниципальными образованиями я бы назначила вас. Я не говорю, что вы во всем виноваты, это не обвинение ни в коем случае. Но человек года — вы, потому что вся адресная инвестиционная программа в том числе зависит от нашей государственной экспертизы. Вы не из чужого региона, вы здесь, вы республиканский, местный кадр. Почему такое сопротивление, почему друг друга все недолюбливаете? — отреагировала Эльмира Ахмеева
По видео-конференц-связи к диалогу подключился мэр Ухты Магомед Османов. Он заявил, что в этом году станцию ввести не смогут, так как «экспертиза требует предоставить цены на аналоги», которыми было заменено оборудование по проекту.
Станция водоочистки в Пожня-Ель. Фото из телеграм-канала Магомеда Османова
— Эти вопросы за три года активной работы по каждому направлению можно было решить. Это уже невозможно. Давайте, Магомед Нурмагомедович, сделаем так, что я этого не слышала. Вы сказали, что 100 процентов все будет сделано. После этого я лично подписала гарантийное письмо, что объект будет введен и нацпроект будет закрыт. Без штрафов и переносах. Вы мне дали гарантии. Если объект не будет введен, лично напишу заявление в прокуратуру, лично, в генеральную по согласованию с республиканской. Но это просто срыв всего и вся, это невозможно — объект работает, а мы не можем с бумажками договориться больше чем шесть месяцев. Смешно. Здесь уже построенный объект. Ни когда денег нет, ни когда деньги есть — ничего не строится. Уже построенный объект ввести не можем, который работает без инцидентов. Поэтому со сметами, Магомед Нурмагомедович, отправляйте кого-нибудь, сами езжайте, вызывайте Шабалина, закрывайтесь в кабинетах на все выходные, добивайтесь! — заключила Эльмира Ахмеева.
Кирилл Наумов