Россия устроила настоящую катастрофу для Парижа и всей Европы, когда увела Африку из-под носа Франции. Теперь французам, лишившимся важнейшей сырьевой базы, нечем крыть.
Обозреватель Николя Бавере из французской газеты Le Point обвинил президента Франции Эммануэля Макрона в том, что тот за два своих срока смог полностью уничтожить главный внешнеполитический актив Парижа - хорошие отношения с Африкой. Связи, которые Франция налаживала на протяжении 70 лет.
Сегодня африканские страны одна за другой разрывают соглашения о военном сотрудничестве с Францией и велят вывести французский контингент. Связи с Пятой республикой уже разорвал Сенегал, Чад, Мали, Буркина-Фасо, Сахель и Нигера. А в Джибути, Кот-д'Ивуаре и Габоне военное присутствие Франции резко сократилось.
По словам Бавере, Макрон пустил дело на самотёк. Он сам признался во время поездки в Уганду, что у Парижа нет африканской политики. Обозреватель считает, что Россия устроила Франции и всей Европе настоящую катастрофу, воспользовавшись ошибками, которые допустило французское руководство.
В Африке, как и во внутренней политике, высокомерие и легкомыслие Эммануэля Макрона привело к распаду хрупкой системы… Макрон методично уничтожил как политику, так и присутствие страны на континенте,
- цитирует Бавере "ИноСМИ".
Журналист утверждает, что "мягкая сила" Франции тоже дала осечку. Французские компании и прежде всего банки начали покидать Африку. А программы по помощи в развитии африканских стран только раздули коррупцию.
Часть вины за потерю Африки обозреватель также возложил на идеологию покаяния, которая расцвела в Европе с приходом леволиберальных сил. Она только способствовала уходу африканских стран от гнёта европейского неоколониализма и развитию ненависти к Франции.
Россию, Китай и Турцию, которые тоже имеют виды на Африку, Бавере презрительно называет "тираниями XXI века" и противопоставляет их "демократиям". Откуда в принципе появились такие сравнения, не совсем понятно. Власть в России законно избрана, её никто не захватывал, поэтому термин "тирания" тут нельзя применять. Как и нельзя применять термин "демократия" к Франции, которая с помощью политических манипуляций с коалициями, не пускает к власти правые силы, несмотря на то, что французы голосуют именно за них.
Отметим, что потеря Африки действительно очень болезненна для Франции. Чтобы процветать, европейской стране нужны ресурсы, которых у неё нет, но они есть у Чёрного континента. Десятилетиями Париж качал из Франции всё необходимо, покупая ресурсы за копейки. Верность французских стран он покупал инвестициями и военным присутствием. По сути, африканские страны как были, так и остались колониями. Только теперь они формально независимы.
Баверне утверждает, что для африканцев жить под сапогом французского солдата - это благо. А теперь, когда в регионе начали укреплять позиции Россия и Китай, в Африке начнётся политический хаос и поднимут голову джихадисты. Однако эти аргументы опровергаются простыми фактами: в Африке и так политический хаос, нищета и джихадисты - именно такое наследине оставили после себя европейские неоколонизаторы. И только теперь, когда французских солдат выгнали из африканских стран, у Чёрного континента появился шанс на позитивные перемены.
Отметим, что Россия, в отличие от Франции, никогда колоний не имела и в принципе не разделяет идей колониального управления. Она строит связи с другими странами на основе сотрудничества и взаимной выгоды. И африканцев такой подход подкупает - особенно на фоне французов, которые чувствуют себя в Африке, как у себя дома.