Аналитики Фонда Росконгресс выделили основные тезисы доклада, сопроводив каждый из них подходящим по теме фрагментом видеотрансляций панельных дискуссий, состоявшихся в рамках деловых программ ключевых событий Восточного экономического форума-2024.
Несмотря на активное сопротивление североатлантических стран, контуры нового миропорядка уже активно проявляются в Азии
Основные деловые связи, торговые маршруты и вектор развития всё больше переориентируются на Восток и глобальный Юг. Это объективные тенденции, набирающие силу в мировой экономике. Поэтому развитие Дальнего Востока определено в России национальным приоритетом на весь XXI век. Страны глобального Юга дают около 40% мирового экономического производства, в них проживает около 85% населения планеты. По прогнозам, к 2030 году три из четырёх крупнейших экономик будут относиться к этим государствам. Подъём глобального Юга представляет собой не просто изменения в экономическом балансе, а некую реконфигурацию на глобальной арене. Однако этот рост создаёт как возможности, так и вызовы.
В условиях «невиданных, колоссальных» перемен в международной обстановке основным трендом становится стремление к миру, развитию, сотрудничеству и всеобщей выгоде, что нашло своё отражение в продвигаемой Китаем концепции «Сообщество единой судьбы человечества» — инициативе глобального развития цивилизации, которая принесёт в мир уверенность и придаст импульс коллективным усилиям по противостоянию вызовам. Предложения Китая строятся на принципах открытости и инклюзивности, углубления взаимовыгодного сотрудничества и комплексного обеспечения развития и безопасности.
Первый принцип предполагает строительство мировой экономики открытого типа, в которой осуждаются протекционизм, попытки разрыва цепочек поставок, односторонние санкции. Второй — активный поиск новых точек соприкосновения интересов, что особенно важно для обладающих уникальными ресурсными преимуществами экономик Северо-Восточной Азии. Отношения между государствами должны служить всеобщей выгоде, исходя из конкурентных преимуществ каждой из стран. Юго-Восточная Азия фактически уже стала примером нового нормального мира, в котором нет санкций, ведётся свободная торговля с соблюдением экономических, политических и культурных интересов. Однако на пути этих устремлений фактически стоит блок НАТО, который стремится сохранить колониальные завоевания своих участников.
Видео: https://roscongress.org/sessions/eef-2024-delovaya-programma-vzglyady-na-budushchee-novogo-miroporyadka-vzaimodopolnyayushchie-konkuriruyushchie-ili-vzaimoisklyu/search/#00:09:27.039
Один из важнейших вызовов для развития Дальнего Востока, как и всей страны — стоимость капитала
В условиях высокой ставки Центрального банка, достигшей 19%, привлечение инвестиций становится особенно актуальным. Повышение ключевой ставки приводит к росту сберегательных настроений и снижению потребления, что должно затормозить инфляцию. Однако, с другой стороны, повышение ключевой ставки привело к отказу от новых начинаний, которые стали нерентабельны при такой ставке, а также к заморозке уже запущенных и даже субсидируемых проектов. В результате по ряду программ поддержки наблюдается дефицит источников субсидирования. Социальные проекты, проекты по реконструкции городов, по повышению качества жизни людей сильно страдают от высокой ставки. На форуме во Владивостоке высказывались мнения, что в среднесрочной перспективе ставка не должна быть выше, чем средняя рентабельность российского бизнеса.
Правительство России поддерживает отдельные направления бизнеса, чтобы не было серьёзного и вредного для экономики в целом провала. Для этого необходимо придумывать и использовать особые инструменты поддержки. Так, Министерство сельского хозяйства принимает ряд мер для помощи аграриям в условиях повышения ключевой ставки, в том числе сохраняя инструменты льготного кредитования. По приоритетным направлениям льготная ставка составляет 6%, по ряду других — 10%. Эффективным оказался также инструмент проектного финансирования, позволяющий хеджировать кредитные риски. Есть надежда на новые механизмы ГЧП-концессии.
Особенно чувствительны к стоимости кредитования оказались проекты мастер-планов развития городов России, предполагавшие широкое привлечение частных инвесторов, в том числе на рыночных условиях. На все проекты, которые прописаны в мастер-планах, в моменте денег нет. Крайне важно сейчас выбирать, принять те проекты, которые, по сути, станут подтягивать за собой те проекты, в которые начнут заходить коммерческие банки. Вкладывать нужно в модернизацию действующей коммунальной сети, потому что это приведёт к оптимизации будущих платежей и повышению инвестиционной привлекательности.
Ещё один способ найти дополнительное финансирование — увеличение госдолга. В настоящее время идут активные рабочие дискуссии на тему возможности умного управления государственным долгом территориями Дальнего Востока. В том числе за счёт специальных ценных бумаг, которые можно было бы выпускать целевым образом для реализации специальных проектов и привязывать их доходность к ключевой ставке.
Также надо развивать бюджетное кредитование, тем более что опыт правительства России реализован буквально год назад, когда оно «простило» долги регионов и перевело их в статус государственных. Это показало, что ничего страшного не произошло, наоборот, стабилизировалась ситуация в регионах.