Если человек обращается с подобным запросом к психологу, то, скорее всего, речь идет о генерализованной (то есть захватывающий всего человека) тревожности. Чтобы разобраться, что делать, надо в первую очередь понять причины этой тревожности.
Сразу стоит провести разделение между «страхом» и «тревогой». Страх — это реакция на объективную опасность, вроде собаки, что выбегает на вас из-за угла. А тревога — это реакция на субъективную, предполагаемую опасность — на собаку, которая может выбежать из-за угла. При тревоге опасения могут быть вполне реальны, но они находятся не здесь и сейчас, а где-то там, за поворотом. И если с объектом страха как-то можно взаимодействовать — убежать, залезть на дерево, прогнать, то с объектом тревоги — нет.
Фриц Перлз называл тревогу «напряжением между сейчас и потом», которое люди заполняют планированием, попытками избежать худшего, страхованием, уходом в работу и много чем еще. И это действительно так: в состоянии тревоги человек не находится в настоящем — он мысленно улетает в будущее, где его ждут катастрофические события, которые хоть и маловероятны, но крайне нежелательны. В связи с этим одним из методов справляться с тревогой является возвращение в настоящее. Сделать это можно через дыхание по особым техникам, которых довольно много. Найти их не составит особого труда. Может помочь и концентрация на ощущениях собственного тела, обращение внимания на звуки вокруг себя, внимательное наблюдение за миром вокруг. Возвращение в реальность помогает временно облегчить состояние, но не избавляет от причин. Давайте поговорим о них.
Самая частая причина такой боязни всего — это травматический опыт, который лишил человека чувства безопасности. Это могла быть единичная острая ситуация, где человек оказался в опасности и не имел возможности с ней справиться. А могла быть и череда событий, которые хоть и не были такими интенсивными, но травмировали своей постоянностью и безвыходностью. Чтобы справиться с такой тревогой, важно понять, что способствовало ее зарождению. Вернуться в работе к ситуации или периоду, когда человек получил травму, и с помощью различных психологических методов завершить ее здоровым способом. Когда эта ситуации в психике будет завершена, человека перестанет транслировать ее на свое будущее и сможет чувствовать себя более уверенно в настоящем.
Эта причина похожа на предыдущую, но имеет некоторые отличия. Если при травме речь идет о подорванном чувстве собственной безопасности и потере опоры, то в случае переноса мы говорим о той тревоге, которую человек испытал когда-то в прошлом и теперь переносит эти же чувства на схожие ситуации или объекты. Например, учительница высмеяла ребенка перед всем классом. Он вырос, уже давно забыл эту ситуацию, но вот ему предстоит встать и сказать тост на корпоративе, и он испытывает сильную тревогу. В таком случае следует помочь клиенту осознать связь нынешних чувств с прошлым опытом и распрощаться с прошлым, чтобы двигаться дальше. Первые две причины почти всегда идут рука об руку, и работа ведется одновременно с ними двумя.
Бывает, что родители настолько тревожные, так сильно стараются уберечь ребенка от всех опасностей и угроз мира, что нагружают его большим количеством страхов. Ребенок теряет возможность окрепнуть, почувствовать себя достаточно сильным и устойчивым, чтобы справляться с трудностями. Вместо этого он впитывает в себя родительскую тревогу и идет с ней по жизни, всего боясь. От такой тревоги следует отказываться, возвращать родителям ответственность за их чувства, которые к самому человеку имели довольно опосредованное отношение. Ведь это же их тревога: почему ее должен носить в себе их ребенок?
Но не только опекающие родители могут стать причиной такой сильной тревоги. Если родители холодны и безразличны, то ребенок опять же чувствует опасность мира, но теперь уже из-за того, что он в нем одинок и в случае чего не получит поддержки и защиты от сильных и принимающих взрослых. Он вынужден справляться сам, но так как он пока не может этого делать, то растет в чувстве постоянной тревоги по любому поводу. Человек вырастает, но эта детская часть, этот тревожный ребенок внутри продолжает жить и бояться. И взрослый должен стать для внутреннего ребенка тем самым любящим и защищающим взрослым, дающим чувство безопасности.
Тревога — всегда подавленное возбуждение. Она как бы говорит: «Не высовывайся, это может быть опасно, давай обождем». И человек замирает, а чувства внутри него начинают искать выход: через дрожащие руки, суетливое поведение, быструю речь, выделение пота и многие другие процессы. Иногда человек запрещает себе чувствовать гнев, потому что в детстве это было наказуемо и проявление недовольства было чревато физическим наказанием. Точно так же он может запрещать себе грустить, радоваться и даже, как бы парадоксально это ни звучало, бояться. Нередко это подавленное возбуждение является сексуальным, если в истории человека был опыт, когда его пристыдили за проявление сексуальности, или же если она в целом была табуирована. Любое подавленное возбуждение становится тревогой. Важно вернуть себе право на то, чтобы чувствовать весь спектр эмоций. Даже если они неприятные или кажутся постыдными или вовсе вредными: лучше же заметить их, чтобы иметь возможность разобраться, а не носить в себе чувства, живущие своей жизнью.
Страх всего и вся может заключаться в том, что человек проецирует, т. е. приписывает собственные агрессивные импульсы объектам окружающего мира. Если у человека внутри много подавленной и неосознанной злости, он может начать присваивать ее другим людям, животным, микробам, молниям в небе и вообще чему угодно, что может потенциально причинить какой-то вред. Пока эти агрессивные импульсы находятся где-то снаружи, сам человек становится их жертвой. Поэтому важно вернуть их обратно себе, чтобы впоследствии найти их причины и отказаться от деструктивного отношения к себе и к миру.
Здесь я намеренно не даю каких-либо точных упражнений и инструкций, потому что в одних ситуациях они могут помочь, а в других, наоборот, усилить страх. Поэтому важно решать эту проблему со специалистом, который сможет точно выяснить истинную причину и подобрать методы работы, исходя из нее. В некоторых случаях, если страх становится настолько сильным, что с ним никак не получается справляться, есть смысл обратиться за помощью к врачу-психиатру. Лекарства от тревоги редко лечат саму тревогу, но снять острое состояние они могут. Дальнейшая работа с причинами все равно необходима.