Сейчас каждый из нас сам себе фотограф. Нажал на кнопку сотового телефона и запечатлел любимые лица, праздничные застолья или детские утренники. А были времена, когда каждое посещение фотоателье становилось событием. Детей наряжали в праздничные одежды, девушки делали модные прически и брали у подруг интересные аксессуары, чтобы сделать оригинальный снимок и подарить его любимому человеку.
В ателье на улице Братской Раиса Калдышева работала ретушером более 13 лет. Многие зареченцы и сейчас хранят в альбомах портреты, сделанные ее трудолюбивыми руками. Годы, посвященные фотографии, Раиса Павловна считает лучшими в своей жизни. Сняться тогда хотели все: и мамы с детьми, и солдаты-срочники, и трудовые коллективы, и молодожены. Сколько бы человек ни пришло, работники студии принимали всех без предварительной записи.
Аппаратура тогда была капризная. Чтобы фото получилось хорошего качества, нужно было навести фокус фотоаппарата с точностью до миллиметра, так что результат целиком зависел от мастерства сотрудников ателье. «Процесс был трудоемким. Сначала фотограф проявлял негатив, а я убирала с лица лишние морщинки, точки, потом то же самое делала с позитивом. И только после этого мы печатали снимок, – рассказывает Раиса Павловна. – Я всегда старалась сделать все как можно лучше, чтобы клиент остался доволен».
Молодую старательную Раису сразу заметили и отправили учиться на портретиста. После этого творческой работы прибавилось. Порой привозили из деревни довоенные фото плохого качества. Раиса делала из них полноценные портреты на память родным и близким. Поступали и городские заказы. Однажды случился настоящий аврал. К Дню международной солидарности трудящихся нужно было напечатать портреты размером 90х90 см для городской Доски почета, а один из номинантов вернулся из отпуска прямо накануне 1 Мая. Раиса вместе с фотографом Марией Киреевой работали до 5 утра, чтобы выполнить заказ в срок. А дома ждали двое маленьких детей и муж.
Зато наблюдать за действиями Марии всегда было одно удовольствие. Она умела правильно выставить свет, выбрать нужный ракурс, уговорить ребенка сесть определенным образом или подбодрить молодую девушку улыбнуться так, чтобы подчеркнуть ее обаяние. За такими снимками люди выстраивались в очередь и благодарили мастера, так что работа приносила удовлетворение. И деньги, кстати, тоже. Сотрудники ателье получали по 200 – 300 рублей в месяц. В то время не каждый начальник цеха мог похвастаться таким доходом.
Сейчас Раиса Павловна отмечает, что технический прогресс существенно упростил процесс получения изображения. Но при всей своей яркости и четкости современные фотографии далеко не всегда раскрывают индивидуальность человека. Наверное, потому, что ее может разглядеть и запечатлеть лишь настоящий мастер.