Хотя теории заговора плодились в умах на протяжении тысячелетий, исследования людей, которые придерживаются этих убеждений, начались всерьез только около тридцати лет назад. Исследования пытались выяснить, есть ли что-то еще общее у людей, которые верят в заговоры. Что может предрасполагать их к убеждению историями о зловещих махинациях или это может быть что-то, что подпитывается теориями […]
Хотя теории заговора плодились в умах на протяжении тысячелетий, исследования людей, которые придерживаются этих убеждений, начались всерьез только около тридцати лет назад.
Исследования пытались выяснить, есть ли что-то еще общее у людей, которые верят в заговоры. Что может предрасполагать их к убеждению историями о зловещих махинациях или это может быть что-то, что подпитывается теориями заговора и растет как следствие. В любом случае, ученые искали ассоциации, и они нашли много.
Очевидно, что некоторые из них реальны. Уотергейт был заговором. Табачная промышленность, знающая, что ее продукт вызывает рак, и проводящая масштабную кампанию дезинформации, была заговором. Даже ваши друзья, планирующие сюрприз на ваш день рождения, могли бы, технически, считаться заговором.
Однако для наших целей заговор – это объяснение событий, которое обвиняет группу влиятельных людей, которые строят тайные планы.
Популярные теории включают контакт с инопланетянами, убийство Кеннеди, сокрытие опасностей генетически модифицированных продуктов и изготовление фальшивого кризиса в форме глобального потепления. Во время пандемии COVID-19 появились новые теории. Например о том, что Билл Гейтс – главный организатор этого события.
Итак, кто верит в эти теории, часто построенные на удивительных обвинениях с небольшим количеством доказательств?
Было проведено 170 исследований с участием более 158 000 человек. Многие из их результатов были ожидаемы, но некоторые были весьма неожиданными.
Три тенденции были тесно связаны с конспирологическими идеями. Это: восприятие угрозы и опасности; опора на интуицию и наличие странных убеждений и опыта; и антагонистичность и чувство превосходства.
Сторонники подобных теорий склонны считать, что мир опасен, а жизнь – это жестокая борьба. Это не только подтверждается данными, но и становится ясно из наблюдения за влиятельными людьми.
Они часто говорят, что темные силы идут за нашими детьми и нашими коллективными свободами. Каждое учреждение представляет собой угрозу, от фармацевтических компаний до университетов, от СМИ до правительства.
Это острое чувство, что мир полон опасностей, приводит к одной из самых явных ассоциаций с верой заговоры: недоверие. Это отсутствие доверия изучалось с разных сторон, и его продолжали связывать с идеями заговора. В конце концов, как можно доверять институтам. Если вы воспринимаете их все как угрозу для себя и окружающих вас людей?
Сторонники теории заговора смотрят на нашу планету с комбинацией цинизма и чувства бессилия. Они видят, что моральные правила рушатся, и чувствуют себя отчужденными. Поэтому неудивительно, что когда появляется сильный и громкий лидер, сторонники тайн слетаются к нему, как мотыльки на пламя.
Мир – сложное и часто противоречащее здравому смыслу место. Поэтому нам нужны наука и аналитическое мышление, чтобы понять его. Но сторонники теории заговора, скорее всего, будут полагаться на свою интуицию, чтобы понять, что происходит на самом деле.
Интуитивное мышление проще и быстрее, и оно помогло нашему виду избежать хищников в далеком прошлом. Поэтому некоторые используют его, чтобы понять современные угрозы, которые они ощущают вокруг себя.
Аналитическое мышление с его дедукцией, выводами и опорой на научные данные сложнее для мозга и требует больше времени. Чтобы поверить в грандиозную теорию заговора, просто следуйте своим инстинктам.
Что касается странных убеждений и опыта, то имеющиеся у нас на данный момент данные о конспирологических идеях уводят нас от здоровых черт личности в область психопатологии.
Сторонники теории заговора часто очень высокого мнения о своей группе. Люди, которые не похожи на них, считаются ответственными за беды мира. В то время как их собственное сообщество единомышленников рассматривается как безупречное и исключительное.
Это чувство превосходства затрагивает единственную нормальную черту личности, которая была тесно связана с идеей заговора: сниженное смирение. Существует необоснованная уверенность, которая часто приходит с верой во всемогущие заговоры. Это заставляет приверженцев теории верить в моральное превосходство их собственной группы.
Что касается антагонизма, то авторы определяют его как преувеличенное чувство собственного достоинства. Полное пренебрежение чувствами и потребностями других, манипулятивность и агрессивность.
Хотя этот анализ помогает нам понять, кто более восприимчив к вере в теории заговора, он очень мало говорит нам о том, что с этим делать.
Правда, вера в то, что высадки Аполлона на Луну были фальшивкой, может показаться безобидной. И мы можем подумать, что лучше оставить ее в покое. Но мы знаем с большой уверенностью, что чем больше вы верите в одну теорию заговора, тем больше вероятность, что вы поверите в другие.