Поиск россиянина, без вести пропавшего в Мьянме, неожиданно вывел на след преступника, который уже десять лет находится в федеральном розыске. Представители российской общины в Камбодже обратились в редакцию RT с просьбой помочь в поисках Юрия Конопатского. По словам его друга, мужчина занимался бизнесом в Камбодже, а год назад поехал на заработки в Мьянму и там бесследно исчез — возможно, попал в рабство. Однако в ходе сбора информации выяснилось, что Конопатского с 2014 года разыскивает полиция по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. При этом близкие родственники и бывшие жёны несколько лет считали его погибшим.
В редакцию RT обратились россияне из русской общины в Камбодже с просьбой помочь соотечественнику, который поехал на заработки в Мьянму и там пропал. Друзья 59-летнего Юрия Конопатского опасаются, что мужчину могли взять в трудовое рабство. В последние годы СМИ и общественники регулярно сообщают о россиянах, пропавших в приграничных территориях этой страны, которые не контролируется государственными властями.
В ходе сбора информации неожиданно выяснилось, что в России у Юрия Конопатского были серьёзные проблемы с законом: с 2014 года он объявлен в федеральный розыск за мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Информация об этом содержится в базе разыскиваемых МВД. Его бывшие партнёры по бизнесу говорят, что Конопатский «умел делать деньги из воздуха», втираясь в доверие и занимая в долг. Не исключено, что и в Мьянму он уехал, скрываясь от обманутых им людей.
По информации RT, Юрий Конопатский несколько раз попадал в поле зрения правоохранителей. Так, согласно утечкам баз данных, его ещё в 1995 году разыскивала полиция.
Знакомый Конопатского рассказал, что в те годы мужчина участвовал в коммерческих рукопашных боях в Омске, а позднее сам стал их организовывать.
«Это было где-то в середине 90-х. Он ходил, говорил всем, что боец, грубил часто. И один человек не выдержал: взял разбитую бутылку и засунул Юре в рот. С тех пор у него остался шрам на лице, и для него это стало каким-то фетишем. Прозвище у него стало Шрам. Он же ни одного дня не ходил без вот этого треугольника, заплатки на шраме», — рассказал RT собеседник.
Согласно данным базы Контур.Фокус, Конопатский был соучредителем Омской региональной общественной организации «Региональная федерация рукопашного боя», которая была закрыта в 2007 году.
В 2003 году Конопатского обвинили в хулиганстве (ч. 1 ст. 213 УК РФ). Также его неоднократно объявляли в розыск за неуплату алиментов.
После этого мужчина решил стать бизнесменом и журналистом: в 2000-е делал репортажи для местного телевидения, а затем выпускал журнал про машины «Топгараж». Он также занимался рекламой в компании ООО «Творческое объединение «Поединок», которая существовала до 2013 года.
При этом у бывших бизнес-партнёров Конопатского до сих пор есть к нему претензии. Так, Вячеслав А. утверждает, что одолжил Юрию крупную сумму денег для продвижения журнала, которую тот так и не вернул.
«Этот человек аферист, обманул всех, с кем сотрудничал. Схема у него была простая: он привлекал людей якобы для инвестирования в его всевозможные проекты. Брал деньги и исчезал. Я тоже инвестировал довольно крупную сумму: в 2000-е на эти деньги мог бы квартиру себе купить», — рассказал Вячеслав.
Ещё один инвестор в беседе с RT утверждал, что Конопатский дважды обманул его. По словам Евгения Ф., в первый раз он обратился к Юрию как к продюсеру на телевидении, чтобы купить рекламу на канале, где тот работал.
«В счёт рекламы мы ему давали автомобили. Я ему машины дал, а рекламы своей не получил. Ну, взял эвакуатор и поехал к Юре разбираться. Но тогда он как-то отбрехался, да ещё и убедил меня помочь ему в развитии журнала», — сказал Евгений.
Помимо этого, в Омске Конопатский занимался оптовой торговлей строительными материалами. По данным базы Контур.Фокус, он был гендиректором в ООО «Торговый дом «Мрамор» и ООО «Сибирский мрамор».
В середине 2000-х Конопатский переехал жить в Краснодарский край. В Сочи мужчина организовал несколько компаний. Бизнесмен занимался розничной торговлей бытовыми изделиями (ООО «Гермес»), издательской деятельностью (ООО «ТопАвтоЮг»), перевозкой грузов (ООО «Трансстрейдинг») и гостиничным бизнесом (ООО «Киль»).
Как утверждает Евгений Ф., в Сочи Конопатский также сдавал в аренду туристам яхты. Мужчина познакомился с «серьёзными людьми из Ростова-на-Дону» и договорился с ними о новом бизнесе, отметил собеседник RT.
«Взял у них в аренду четыре яхты на два года. В итоге никакие деньги он им так и не отдал. Задолжал около 5—6 млн. По тем временам неплохие деньги», — сказал собеседник RT.
Историю с арендой яхт подтвердил и Вячеслав А. По его словам, Конопатский несколько раз продавал одни и те же яхты, подделав корабельные книжки и другие документы.
После переезда в Сочи Юрий Конопатский женился на Ирине, с которой они воспитывали двух детей. А затем жил с Екатериной, которая родила ему дочь.
По словам обеих женщин, весной 2014 года Конопатский уехал из страны в Таиланд. За месяц до этого мужчина получил новый загранпаспорт сроком на десять лет (копия документа есть в распоряжении RT).
«Как он сказал нашей дочке, он уезжает на месяц, скоро вернётся. И вот как он уехал, я от него ничего, никаких известий не получала. Потом приходили к нам его компаньоны по бизнесу, узнавали про него. Я им так и сказала, что не знаю где он», — отметила Ирина.
По словам Вячеслава А., в Таиланд Конопатский мог уехать из-за проблем с «серьёзными ребятами из Ростова». «Но видимо, он им не сильно нужен был, раз они отступились», — предполагает собеседник.
В ноябре 2014 года Конопатского объявили в федеральный розыск по статье о мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ). Источник RT в правоохранительных органах сообщил, что мужчину обвиняют в присвоении чужого автомобиля.
«Согласно фабуле дела, Конопатский неправомерно присвоил автомобиль Range Rover фирмы, в которой он был гендиректором», — сообщил источник.
По данным RT, россиянин к тому моменту успел выехать за границу и обосноваться в Камбодже. Его гражданская жена Екатерина сообщила RT, что после 2014 года ни разу лично не видела мужчину. Но тот регулярно звонил и узнавал о делах дочери. Юрий перестал выходить на связь с близкими семь лет назад, и с тех пор Екатерина считала его погибшим.
«Отношения мы с ним закончили более-менее спокойно, и если бы он был жив, то узнавал бы о судьбе своего ребёнка. Он всегда звонил как минимум раз в месяц и узнавал о дочери. Но с 2017 года он на связь не выходил ни разу», — сообщила женщина.
В 2021-м в России умерла мать Юрия. Но сообщить об этом его близкие не смогли: мужчина не отвечал на сообщения и звонки.
Его родная сестра Наталья в беседе с RT также сказала, что считала Юрия погибшим.
«Я в 2021 году даже ездила к знахарке, которая сказала мне, что Юры уже нет в живых. Честно говоря, мы с ним никогда близки не были. Последний раз виделись лично в 2014 году, в Сочи», — сказала женщина.
Однако, как удалось выяснить RT, все эти годы Юрий проживал в Камбодже, занимался бизнесом и поддерживал связь с местной русскоязычной диаспорой. Здесь же он нашёл себе новую спутницу, с которой и жил последние несколько лет.
Степан Я. рассказал, что ещё во время пандемии попросил Конопатского с его гражданской женой присмотреть за своим домом в Камбодже.
«Юру я знаю уже несколько лет. Он возил из Таиланда какие-то энергосберегающие установки и продавал тут, в Камбодже. У него был партнёр по бизнесу — китаец. Когда Юра год назад пропал, я к нему ездил. Тот сказал, что Юра занял у него $3 тыс. и уехал», — говорит мужчина.
По его словам, в последний раз Конопатский звонил ему год назад и сообщил, что находится в Мьянме, а затем перестал выходить на связь. Судя по активности в соцсетях, в свои аккаунты мужчина также не заходил.
Несколько дней назад Степан увидел в сети новость о россиянине, который поехал в Мьянму по работе, на полгода попал в рабство, но смог сбежать.
«Мы Юру уже практически похоронили. Но тут увидели эту статью, и я подумал: вдруг этот парень видел там Юру? Может быть, с ним случилось что-то похожее и он мог попасть в рабство?» — добавил собеседник.
О том, что Юрий с 2014 года находится в розыске, Степан даже не подозревал, и очень удивился, что в России родственники Конопатского считают его давно погибшим. При этом он всё равно не исключает, что в Мьянме с Конопатским могла приключиться беда.
Несколько дней назад в Россию вернулся 27-летний Вадим Папсуев, который поехал в Мьянму ради новой работы. По данным RT, IT-специалист получил предложение от китайского бизнесмена, который сказал, что работа не предполагает удалённого формата. Сразу после встречи с «бизнесменом» у россиянина отобрали документы и заставили выманивать деньги у соотечественников через различные онлайн мошеннические схемы. За отказ Вадиму угрожали расправой и лишением еды.
Спустя полгода Папсуеву вместе с другими товарищами по несчастью удалось тайно связаться с посольством Шри-Ланки в Бангкоке и сообщить о готовящемся побеге, чтобы группу людей не расстреляли на границе. Затем 39 человек смогли сбежать, пересечь реку и добраться до таиландской границы.
RT связался с родными Папсуева, однако те отказались давать комментарии.
В последние два-три года участились сообщения о россиянах, которые попадают в рабство в Юго-Восточной Азии, в частности в Мьянме, отмечает эксперт проекта Народного фронта «За права заёмщиков» и платформы «Мошеловка» Александра Пожарская.
«Там процветают мошеннические кол-центры, которые специализируются на «схемном трафике» и гэмблинге. В связи с масштабированием своей деятельности «арбитражные команды», как они себя называют, стали нуждаться в обработчиках «схемного трафика», владеющих разными языками. Для этого они приглашают иностранцев, якобы на высокооплачиваемую работу в местных IT-компаниях. Особых подробностей соискателям не дают и обещают всё объяснить на месте. После релокации на место расположения (Камбоджа, Лаос, Мьянма, есть сообщения о Вьетнаме) у соискателя забирают документы, якобы для официального оформления и трудоустройства», — пояснила специалист.
По её словам, часть людей соглашаются на криминальную работу, другие пытаются сбежать.
«Этих «отказников» в силу их осведомлённости отпускать обратно уже нельзя, чтобы они не сообщили о происходящем. В итоге их заставляют насильно работать по 14—18 часов в день, избивают, пытают электрошоком, угрожают изнасилованием. Нередко это заканчивается убийствами», — добавила Пожарская.