По данным Минсельхоза РФ, в России собрано 130 млн тонн зерна. 5,5 млн тонн — это доля алтайских сельхозпроизводителей. Как поделились они в ходе экспертного совета «Менеджер года» в ИД «Алтапресс», полеводческий сезон был действительно сложным, но в целом они справились, не просев по урожайности, хотя качество зерна оставляет желать лучшего.
Сначала обильные весенние осадки не давали алтайским аграриям приступить к севу, затем летний зной поджарил растения в полях, и в пик уборочной страды вновь пошли непрекращающиеся дожди.
Напомним, что 20 сентября правительство региона ввело режим ЧС в связи с неблагоприятными погодными условиями для аграриев. «Не панацея, но хоть что-то» — так характеризовали эту меру полеводы, рассчитывая на то, что в случае нехватки оборотных средств им удастся пролонгировать льготные кредиты.
Сложная ситуация с уборочной кампанией складывалась во всех районах края. Значительное превышение нормы по осадкам специалисты фиксировали в предгорной зоне, где дожди, говорят полеводы, буквально «прикатывали пшеницу, как катком».
По словам руководителя «Агрофирмы Нива» Зонального района Евгения Водника, проливные дожди не дали своевременно и качественно провести обработку посевов. Как результат, от фузариоза пострадала пшеница. Качество урожая не устроило даже животноводов, а мукомолы берут ее за копейки.
Его коллега, директор «Агро Сибирь» Смоленского района Владимир Шитц добавляет, что аграрии всей предгорной зоны потеряли в качестве урожая.
Основной проблемой были полегание пшеницы. «Мы, конечно, все убрали, но, наверное, процентов тридцать проросло на корню», — поделился он.
Директор «Успенского элеватора», фермер из Локтевского района Анатолий Волженин, говоря о прошедшем полеводческом сезоне, признается, что для него он был одним из самых сложных.
«Начал фермерствовать не так давно — в 2011 году, и самый главный вывод, который сделал, это то, что легких сезонов в сельском хозяйстве не бывает. Каждый по-своему уникален, и в каждом нужно искать свои эффективные решения. Но такого, как нынешний, пожалуй, не припомнят даже аграрии-старожилы», — поделился Волженин.
Участники экспертного стола "Менеджер года" по селькому хозяйствуАнна Зайкова
Как сложится по итогу экономика, предсказывать не берется, считая, что более-менее понятно будет лишь к следующей посевной. На это влияют сразу несколько факторов: цены, рынки сбыта, уровень квот и пошлин, а также политика государства — насколько активно федеральный центр поддержит аграриев из регионов.
Директор компании «Степное» Табунского района Отто Гросс считает, что на данный момент нужно хотя бы поумерить аппетиты транспортных компаний, которые оказывают услуги по вывозу урожая.
«У нас ни килограмма не пропало. Кроме того, с запасом заготовили семена и можем предложить тем хозяйствам, которые будут испытывать в них потребность. Теперь стоит вопрос, как все это вывезти. Ценники перевозчики устанавливают такие, что глаза на лоб лезут. 800–900 рублей за тонну. Вот везет КамАЗ 30 тонн, нужно 27 тысяч заплатить. 10 рейсов — 270 тыс. рублей. Это как при таких затратах считать экономику?» — отметил Гросс.
Уже сейчас волнует аграриев вопрос обеспеченности семенным материалом к следующей посевной. Есть опасения, что из-за квотирования на импортные семена, придется полностью переходить на отечественные.
По мнению руководителя компании «Агро-Спектр» Михайловского района, председателя регионального Союза крестьянских (фермерских) формирований Никиты Кожанова, сомнений в том, что отечественные селекционеры и семеноводы успешно решают задачу — нет. Но вот смогут ли они удовлетворить спрос аграриев на высококачественный семенной материал уже предстоящей весной — этот вопрос остается открытым.
«Почему-то цена на семена после введения квотирования выравнялась с теми ценами, которые были на импорт. Насколько это справедливо? Выходит, что поддержку семеноводства переложили на плечи аграриев. Сельскому хозяйству сейчас и так несладко. Давят пошлины, растет затратная часть, а доходности практически нет», — высказался фермер.
Учаснтники экспертного совета "Менеджер года" по сельскому хозяйствуАнна Зайкова
Исполнительный директор компании «Сибагроцентр» Сергей Моисеев заверил, что, несмотря на сложности, потерь ни по качеству, ни по объему семян в его предприятии нет. Есть и хороший запас из переходящих остатков.
«Так что каких-то сложностей лично я не вижу. К тому же алтайская селекция не стоит на месте. В этом году мы можем предложить гербицидоустойчивые гибриды подсолнечника, которые не уступают европейским аналогам. Но уже точно понятно, что дефицит будет по семенам, выращенным в регионах юга страны, пострадавших от засухи», — отметил эксперт.
Его слова подтверждает руководитель компании «АгроХимСервис» Анатолий Вытоптов. Он рассказал, что из шести семеноводческих хозяйств, с которыми предприятие сотрудничает, от двух уже получили отказ, четыре оставшиеся согласились поставлять семена в лимитированных объемах.
«Нам пришли письменные ответы, в которых партнеры указывают на то, что основные объемы идут в новые российские регионы. Наложилась и политическая ситуация, и засуха, — поделился он. — Поэтому, если есть денежные средства, лучше решить вопрос с семенами уже сейчас, так как в начале следующего года может оказаться, что уже нет и наших, алтайских. Их активно закупают другие регионы. Хотелось бы попросить Минсельхоз взять эту ситуацию под контроль, чтобы мы не остались ни с чем».
Что касается средств защиты растений, по словам Вытоптова, с этим вопросом тоже не стоит затягивать, так как очевидно, что уже началось повышение цен на них.
«СЗР стали дорожать уже в августе, а на нашем рынке 95% — это китайское производство. Те объемы, которые мы закупили по старой цене, уже заканчиваются, так что с нового года, будем продавать на 7–8% дороже. Та же ситуация и в других компаниях. Так что советую закупать уже сейчас или хотя бы законтрактоваться», — порекомендовал поставщик.
По данным Алтайского филиала Центра оценки качества зерна, из обследованного на 8 ноября урожая пшеницы 45,5% (1,4 млн тонн) отнесено к 3 классу, 38,3% (1.1 млн тонн) к четвертому и 0,5 млн тонн к пятому классам. 1% оказался некондиционным зерном, то есть непригодным ни для корма скота, ни к переработке. В денежном эквиваленте потери составили 133 млн рублей.
«Основная причина падения классности — это снижение числа падения — показателя, отображающего активность фермента альфа-амилазы, который играет ключевую роль в процессе прорастания зерна», — рассказала на экспертном совете заведующая лабораторией Алтайского ЦОКЗ Елена Кальная.
Массовая доля белка в пшенице 3 класса нового урожая колеблется от 12,8 до 16,5 %, на эти даты прошлого года верхний предел белка достигал 14,5 %. Стекловидность алтайской озимой пшеницы доходит до 45–50 %, что говорит о качестве внутренней структуры зерна и пригодности для производства макаронных изделий.
В 10 партиях озимой пшеницы обнаружено содержание спорыньи в пределах нормы.
Как отметил руководитель отдела закупа сельхозпродукции экспортного союза SEUS Олег Борисов, российские аграрии ко всему адаптируются. И если раньше пять-шесть процентов проросшей пшеницы казались дикостью, то сейчас и к десяти-пятнадцати процентам относятся спокойно.
«Качество зерна — вопрос спорный, и я бы не хотел, чтобы коллеги считали, что в нашем министерстве приукрашиваКют или, наоборот, нагнетают ситуацию, — подчеркнул замминистра сельского хозяйства Алтайского края по растениеводству Николай Халин. — По данным, которые поступают из регионального филиала Центра оценки качества зерна, у нас достаточное количество продовольственной пшеницы. Поэтому бить тревогу по поводу того, что Алтай может потерять статус житницы Сибири и России, наверное, не стоит».
Он подчеркнул, что продовольственной пшеницы третьего и четвертого классов в собранном урожае — 84%. Это достаточно серьезный показатель по сравнению с соседями — кемеровчанами, красноярцами, новосибирцами.
По информации минсельхоза, алтайские аграрии намолотили более 5,5 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, в том числе 500 тыс. тонн ячменя, 225 тыс. тонн гороха, 400 тыс. тонн овса. По чечевице, урожайность которой составила 150 тыс. тонн, со слов Халина, Алтайский край, вероятно, побьет рекорд прошлого года, когда регион стал вторым в стране по экспорту этой культуры.
Что касается гречихи, то ее намолот составил 600 тыс. тонн. С учетом имеющихся складских запасов этого хватит, чтобы закрыть потребности региональной переработки и тех регионов, которые намерены закупить ее на Алтае.
По подсчетам ведомства, не просел Алтайский край, несмотря на сложные погодные условия, по масленичным культурам — сое, льну, рапсу. Общий объем составил 1 млн тонн. Серьезно подросли по подсолнечнику. Его урожайность предварительно должна достигнуть 1,2 млн тонн.
«Прогнозируем, что объем реализации растениеводческой продукции, с учетом складывающихся на рынке цен, составит в балансе отрасли сельского хозяйства Алтайского края 158 млрд рублей. Для сравнения: в 2023 году было 140 млрд рублей. Более удачными были 2021 и 2022 годы. Тогда эта сумма равнялась 170 и 177 млрд рублей соответственно», — отметил Николай Халин.
158 млрд рублей, по прогнозам, принесет алтайским аграриям реализация продукции растениеводства.
133 млн рублей потеряли аграрии из-за некондиционного зерна