Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В Узбекистане с 2021 года активно внедряется система цифровой маркировки. К настоящему моменту она уже охватила шесть товарных категорий. Система уже меняет правила игры, упрощая контроль качества и отслеживание продукции на разных этапах движения – от производственного конвейера до магазина.
Одним из последних нововведения коснулись сегмента воды и прохладительных напитков. В интервью с представителями сферы мы обсудили, как происходит этот процесс. Респонденты рассказали о вызовах, технологиях и ответственности перед потребителем, которые стоят за каждой банкой напитка и бутылкой воды.
Законодательная база
Прежде всего, важно напомнить, что, согласно постановлению правительства, система агрегации для товарной группы "Вода и прохладительные напитки" начала внедряться с 1 ноября. Она предполагает объединение индивидуальных упаковок промаркированных товаров в групповые и транспортные. Это нужно для упрощения и ускорения логистических процессов, уменьшения вероятности ошибок при сортировке товарных блоков, отслеживания их движения на всех этапах доставки от поставщика до магазинов.
Сейчас производители и импортеры внедряют ее для первой группы напитков – фруктовых и овощных соков, газированной и негазированной воды, напитков с добавлением или без добавления сахара и других подсластителей в ПЭТ и стеклянных бутылках. Второй этап этой работы стартует 1 мая 2025 года. Он охватит продукцию, разливаемую в металлическую тару.
С 15 июля 2021 года стартовал пилотный проект по тестированию системы сериализации воды. В рамках этой инициативы пять местных производителей получили оборудование за счет оператора системы маркировки, коды DataMatrix также предоставлялись бесплатно.
Отметим, что обязательная маркировка воды и напитков изначально должна была начаться в марте 2022 года. Однако крупные производители оказались технологически не готовы к процессу. Из-за этого сроки несколько раз переносили: сначала на июль 2023 года, а затем на март 2024 года.
В ноябре этого года в Налоговом комитете состоялась встреча с представителями бизнеса, желающими отсрочить внедрение обязательной агрегации. Комитет отказался продлевать срок после 1 декабря, учитывая тот факт, что ряд компаний уже внедрили агрегацию. Было принято решение создать рабочую группу, куда войдут представители Налогового комитета, Торгово-промышленной палаты и непосредственно сами предприниматели для обсуждения возникающих трудностей.
Таким образом, дальнейшее развитие системы цифровой маркировки и агрегации в Узбекистане тесно связано с активным диалогом с импортерами и производителями. Именно их опыт и обратная связь становятся ключевыми факторами при внедрении новых требований.
Роль импортеров в адаптации к системе
Представители крупных импортеров, таких как Smart Global Distribution и GD Pharm, уже сегодня делятся успешными кейсами и предупреждают о вызовах, с которыми они столкнулись при внедрении агрегации в своей деятельности. Они отмечают, что важным этапом является не только техническая модернизация производственных линий, но и обучение персонала, выстраивание логистических цепочек, а также выработка единого стандарта взаимодействия с дистрибьюторами.
Шерзод Касымов, представитель Smart Global Distribution, которая импортирует из России в Узбекистан соки Rich, Pulpy и другие:
– Какие шаги подготовки были предприняты для начала этапа агрегации?
– Процесс маркировки этой товарной категории в Узбекистане стартовал раньше, чем в России. Это потребовало от импортеров заранее сформировать товарный запас и организовать подготовку на складах. На первых этапах работа велась вручную: мы собирали бригады на таможенных складах, чтобы отработать процесс маркировки, проверить временные затраты и возможности ручного выполнения. Сейчас этот процесс стал профессиональнее и быстрее.
– Как внедрение системы агрегации отразилось на вашей работе? Какие основные преимущества вы видите?
– В первую очередь стоит выделить возможность учета продукции и формирования электронных счетов-фактур. Агрегированный код для целого товарного блока может содержать от 12 до 60 тысяч единиц продукции. То есть исключается необходимость кипы бумаг, весь перечень товаров умещается в одну строчку.
– Как цифровая маркировка и агрегация влияют на взаимодействие с вашими торговыми партнерами и поставщиками? Стала ли система более прозрачной и эффективной?
– Теперь, благодаря агрегации, мы можем убедиться, что продукция в магазинах официально отгружена нашим партнером, а не ввезена "серым" импортом. Это помогает торговым точкам перейти на легальные поставки и обеспечивает потребителю гарантии качества. А нам, соответственно, насытить рынок "белой" качественной продукцией.
Зарина Кадырбердиева, представитель GD Pharm:
– Возникали ли трудности в процессе подготовки к агрегации? Если да, то какие именно?
– Да, определенные сложности были, особенно на этапе сертификации продукции. Поскольку продукция должна быть полностью промаркирована перед подачей на сертификацию, это может затягивать выход товара на рынок. Тем не менее, в долгосрочной перспективе эти процессы позволят нам улучшить контроль над товарами на каждом этапе.
– Какие финансовые выгоды вы видите в долгосрочной перспективе от внедрения агрегации? Стало ли это решение экономически целесообразным для вашего бизнеса?
– В данный период мы только начинаем оценивать финансовые результаты от агрегации, но уже сейчас видим потенциал для сокращения издержек на управлении запасами и повышении точности учета. В будущем это поможет нам оптимизировать процессы и снизить расходы.
– Какие дополнительные возможности для масштабирования бизнеса открылись благодаря агрегации?
– Агрегация, действительно, открывает перед нами новые возможности для масштабирования. Мы рассматриваем вопрос о расширении ассортимента и увеличении объемов поставок. Это позволит нам работать более эффективно и укреплять позиции на рынке.
Агрегацию активно внедряют не только импортеры, но и местные производители. Поэтому важно узнать мнение и с этой стороны.
Ахатбек Бабабеков, старший специалист отдела маркировки производителя лимонадов, напитков и воды Pulsar Group Brewery:
– Как проходил начальный этап внедрения агрегации?
– На первом этапе мы занимались поиском аппликаторов для наших производственных цехов, которые могли бы наносить коды с учетом необходимой скорости линии розлива. На втором этапе мы искали сканеры для считывания как единичных, так и групповых кодов. Для решения этой задачи мы обратились к интегратору системы, у которого уже было готовое техническое решение для нанесения кодов. Мы адаптировали ее и доработали под наши аппликаторы и сканеры, обеспечивая соответствие скорости производственной линии. Интегратор также внес изменения, чтобы программа максимально соответствовала нашим условиям, и автоматизировал процесс нанесения кодов и формирования отчетности на линии.
– Как внедрение системы агрегации отразилось на вашей работе? Какие выгоды в этом вы видите?
– Преимущество в маркировке и агрегации состоит в том, что нанесение и процесс считывания кодов является уникальным, у дилеров и торговых точек нет проблем со считыванием и в работе по передвижению товара до потребителя. Код нанесен согласно требованиям и держится на продукции, не деформируется, и конечный потребитель может всегда считать код и получить информацию по данному продукту.
– Какие изменения вы заметили в учете и контроле продукции после начала использования системы агрегации?
– По данным агрегации маркированной продукции бухгалтерия видит у себя в системе точную партию, по которой идет перемещение, учет, отчет и списание, а также остатки продукции филиалов. Это дает контроль своей продукции и учета ее остатков.
Судя по мнению участников рынка, можно сделать вывод, что введение агрегации сопровождается положительной динамикой. Это подтверждает заинтересованность импортеров и внутренних производителей в повышении эффективности процессов, способствующих общему развитию бизнеса.