Евгению Лебедеву выпало детство, которому не позавидуешь. И хоть у многих оно было трудным после революции, ему было еще хуже, потому что он являлся сыном священника – «поповским сынком». Это клеймо преследовало Евгения и в юношеские годы. Но печаль на душе лежала долгие годы из-за того, что при живых родителях пришлось называть себя сиротой, чтобы не попасть в жернова репрессии.
Менял место жительства, чтобы затеряться среди незнакомых людей, и сумел добиться почета – был удостоен Сталинской премии. Ирония судьбы – по приказу Сталина родители были расстреляны, а сына наградили премией его имени. Но самая большая боль для Евгения Лебедева связана с младшей сестрой, которую пришлось отдать в детдом, сказав, что не знает девочку и нашел ее на улице.
Трудное детство, потому что «поповский сынок»
Евгений Лебедев, известный актер, который мог перевоплотиться в любого персонажа.
Народный артист Евгений Лебедев хорошо знаком зрителям, хотя у него не было много главных ролей. В основном эпизодические, и больше был театральным актером. Трудно сразу разглядеть за этим человеком глубокие душевные переживания и раны, которые долгое время ему не давали покоя. Однажды Олег Басилашвили сказал, что, видимо, они и сделали из него гениального актера. Не пережив столько горя и страданий, возможно, мир искусства и не получил бы великого артиста разных жанров, потому что мог за секунду перевоплощаться в любого. А все начиналось с рождения и детства.
Евгению было плохо не из-за того, у кого он родился, а когда и в какое время. Его родители были прекрасными людьми, но церковными служащими. Отец Алексей еще в 1887 году начал служить в церкви псаломщиком, а чин диакона получил в 1915 году. Женился на обычной крестьянской девушке Зиновии, у них родилось пятеро детей. В 1917 году на свет появился Евгений. Это было трудное для многих время, но ему еще досталось быть «поповским сынком». Играл ли он на улице, или ходил в школу – везде преследовали обидные оклики «кутейник». Его обзывали и смеялись, хотя ничего плохого не делал.
Евгений Лебедев в детстве и молодости.
Родители Евгения до 1920 года находились в родном Балаково, а потом переехали в Кузнецк и далее колесили по всей Свердловской области, потому что их связь с церковью для новой власти была как кость в горле. Чтобы это не отразилось на ребенке, они Евгения в 10 лет отправили к деду по материной линии в Самару. Родственники скрывали, кто его родители, и он спокойно окончил школу. Потом поступил в училище на слесаря и там же познакомился с театром, потому что был театральный кружок, в который он записался и стал активным участником.
Евгений показывал очень хорошие способности, его стали уважать и узнавать, но до тех пор, пока кто-то не настучал, что он «поповский сынок». Все перевернулось за секунду. Те, кто был другом – стали врагами, потому что в Евгении теперь рассмотрели врага народа. Заявляли, что таким, как он, не место среди них, а тем более в театре. И снова побег, только теперь в Москву, чтобы затеряться среди миллионов чужих людей, тщательно скрывая свое происхождение и называя себя сиротой. Так ему сказал делать отец, чтобы защитить своего внука.
Родители – церковные служители
Отец и мать Евгения Лебедева – Алексей Михайлович и Зинаида Ивановна.
Евгений очень любил родителей, и ему было трудно говорить, что их у него нет. Но так велел делать отец, чтобы он мог избежать трудового лагеря, в который могли отправить как ребенка врагов народа. Евгений должен был говорить, что родители умерли от голода в 1921 году. Но сам тайно с ними встречался. Редкие встречи были дороги подростку, которому, как оказалось, не на кого рассчитывать в этой жизни. Он работал и учился, иногда приходилось спать на улице, и снова искал работу, поэтому мог делать все – и мебель сбить, и пальто подшить, и остальное по дому сделать.
Отца Алексея Михайловича арестовали в 1937 году. Перед этим Евгений еще раз успел повидаться с ним и на всю жизнь запомнил его напутствие в привокзальном буфете. В своих воспоминаниях Лебедев писал, что помнил всю жизнь тот момент, когда напротив него, двадцатилетнего юноши, стоял отец, которому было шестьдесят. Он произносил слова, которые стали юноше девизом в жизни, напутствием перед еще длинной и сложной дорогой. Он сказал, что нужно жить верой, сделав ударение на последнем слове. Что к любому делу нужно подходить с верой и благоговением – и тогда все получится. Но самое главное – нельзя осквернять свой храм, а храм – душа наша. Что нельзя обижать человека, что нужно трудиться, и другие наставления. Но именно первые слова как гвоздь засели в Евгении, и он их повторял всю жизнь. Видимо, по этой причине он порой казался угрюмым.
Борьба большевиков со священниками.
К 1937 году власти поняли, что бороться с церковью налогами и плакатами не получается, и тогда были приняты жесткие меры. Священников начали выставлять как «классовых врагов» и соответственно этому поступали. Кроме антирелигиозной агитации, начались аресты под видом того, что они шпионы и диверсанты в рясах. Храмы разрушали или отдавали под нужды районов. НКВД включился в эту борьбу – было дано распоряжение, что подобного образа обвинения не стоит отправлять в суды, с ними разберутся на «особых совещаниях».
Только в Саратовской области было осуждено 900 человек за веру, причем половину из них расстреляли. В это число попал и отец Евгения, которого обвинили в контрреволюционной деятельности. Дело рассмотрели за 9 дней, и был вынесен смертный приговор. Через год забрали и мать Зинаиду. Ее постигла та же участь, и Евгений действительно стал сиротой.
Младшая сестра – боль души
Евгений Лебедев, известный актер СССР.
После расстрела родителей Евгению пришлось досматривать младшую сестру Нину в то время, когда и сам порой был без денег и без крыши над головой. Ради того, чтобы она получала хоть какую-то видимость присмотра и постоянной пищи, пошел на то, чтобы отдать в детдом.
Сначала Евгений хотел поступить честно и пошел в наркомпрос (комиссариат просвещения), но получил отказ. Ему сказали, что врагов народа не принимают, и выгнали. Тогда обратился в женотдел, но там еще жестче позлорадствовали, сказав, что они поповские выродки, катались на их шее, а теперь еще что-то хотят просить. Оставшись посреди площади с маленькой сестрой, он решился и пошел в детдом. Там сказал, что нашел девочку, что ее родителей репрессировали, и она сирота. Оставил ее и ушел. Именно это и терзало многие годы Евгения. Когда он состоялся как актер, стал зарабатывать, то нашел свою сестру, но сам факт того, что ему пришлось сделать в 20 лет, не покидало мысли и совесть.
Если Евгений долго скрывал, что он был сыном диакона, то его сестре Нине повезло больше. В детдоме так никто и не узнал о статусе ее родителей, а в 1995 году она (Нина Алексеевна Зайцева) получила справку как пострадавшая от политических репрессий. Тогда же были реабилитированы имена и родителей – Зинаиды и Алексея Лебедевых.
Достижения Евгения Лебедева: Сталинская премия как издевка судьбы
Евгений Лебедев был награжден орденами и медалями и заслужил много почетных званий как актер.
Одно время Евгению советовали поменять фамилию – взять матери (Кирильцева), но он сказал, что достаточно и того, что называл себя сиротой, когда они были живы. Поэтому терпел и скрывался, но дожил до того времени, когда его фамилия зазвучала. Он прославил ее наперекор обстоятельствам, когда многие не выдерживали.
А еще Евгений очень любил свою малую родину – Балаково, Волгу и мечтал, чтобы там побывать хоть еще разок. Именно этот простор был для него душой и прекрасным раем. Он настолько любил свою Родину, что, работая по направлению в Тбилиси, упросил кого-то, кто ехал из России, привезти ему горсть земли. Актер ее хранил в спичечном коробке в гримерке. Видимо, как и богатырям, она придавала ему силы.
Евгений Лебедев в 1950 году получил роль Сталина в спектакле «Из искры», за которую его наградили Сталинской премией. И такое в жизни может быть. Человек, который больше всего настрадался из-за великих идей и жестких указов Сталина, получил его премию первой степени, одну из высших наград за достижения.
Евгений Лебедев с женой Нателой.
Как говорят: жизнь злодейка, но она может и награждать. Подарком для Евгения Лебедева стала жена Натела. Она по счастливому стечению обстоятельств оказалась младшей сестрой режиссера Товстоногова, с которым работал актер. Так все и завязалось в крепкий узел, который стал одним для трех хороших людей. Натела была душой, Евгений Товстоногов – человеком, знающим все, а Евгений тем, кто дополнял эти знания и через кого известный режиссер смог показать свои идеи.
Читать далее →