Аналитики ВТБ в преддверии 15-го инвестиционного форума ВТБ «РОССИЯ ЗОВЁТ!» сделали прогноз: в то время, как в Европе потребление газа продолжить падать, в странах Азии, особенно в Индии и Китае, будет происходить значительное увеличение спроса на газ. И к 2030 году потребление газа в Европейских странах будет на 22% ниже, чем в КНР. Спрос на нефть в развитых странах останется стабильным.
Спрос на газ растёт за счёт Азии, вне регионов добычи, что является импульсом для развития сотрудничества и международной торговли на дальние расстояния. При этом сжиженный природный газа (СПГ) и трубопроводы занимают примерно равную долю в объемах трансграничной торговли, однако СПГ играет более важную роль для межрегиональной балансировки спроса и предложения.
Оценивая потенциал основных стран-потребителей на газовом рынке, аналитики прогнозируют к 2030 году увеличение потребления газа в КНР на треть относительно 2023 года (до 521 миллиарда кубометров).
В Индии, в условиях ограниченной приёмной и распределительной газовой инфраструктуры, за этот период потребление газа увеличится на 52%, до 97 миллиардов кубометров.
В Европе этот показатель упадет на 12,5%, до 407 миллиардов кубометров. Спрос будет снижаться во всех сегментах, включая промышленность и энергетический сектор.
Аналитики прогнозируют, что в 2025 году спрос на нефть может вырасти и составить 104 миллиона баррелей в день, что на 1% выше показателя 2024 года. А к 2030 году аналитики предсказывают рост до 108 миллионов баррелей в день (+4%) за счёт увеличения потребления в Азии, особенно в Китае (+6% до 17,5 миллионов баррелей в день) и Индии, где он вырастет 24% и составит 6,95 миллионов баррелей в день. Стабильным останется суммарное потребление нефти в развитых странах, таких как Япония, ЕС, США.
Какие факторы будут оказывать влияние на мировой рынок нефти следующие 5 лет? Спрос на нефть вырастит в Индии за счёт быстрого экономического роста, увеличения численности населения и автопарка. Аналитики прогнозируют активный переход жителей страны с двух- и трёхколесного транспорта на классический четырехколёсный.
В Китае, напротив, в связи с растущей популярностью электромобилей, продажи которых превышают уже 50%, уменьшится потребление нефти в этом сегменте на 0,4 миллиона баррелей в день. Около 30% новых грузовиков в Китае работают на СПГ, что сокращает потребление дизельного топлива на 0,6 миллиона баррелей в день. Экономические предпосылки пока говорят в пользу того, что доля продаж грузовиков на СПГ останется высокой. Но рост спроса будет обусловлен потребностью в нефти и сжиженном углеродном газе для нефтехимии, тогда как спрос на моторные топлива будет под давлением.
ВТБ ожидает, что страны ОПЕК+ останутся балансирующими поставщиками на рынке нефти в ближайшие годы, что будет способствовать поддержанию цен на комфортном, как для производителей, так и для потребителей уровне.
«Для России это означает, что добыча в 2025 году может вырасти на 1% и составить 470 миллионов тонн исходя из квоты в 9,2 миллиона баррелей в день без учета газового конденсата. Если учитывать и его, то можно ожидать добычу на уровне 10,3 миллиона баррелей в день, что на 8% ниже пика 2019 года», — отмечают аналитики ВТБ.
Но ключевым риском для ОПЕК+ является рост добычи нефти в США, однако по оценкам банка он будет ниже исторических уровней и в 2025 году увеличится на 2% и достигнет 0,3-0,4 миллиона баррелей в день. «Число активных буровых установок и введенных скважин в США снизилось на 16% и 12% за год соответственно, а фонд незавершенных скважин уменьшился в этом году на 9%, что ограничивает возможности быстрого увеличения добычи», — отмечают аналитики.
Эксперты уверены, что приход к власти Дональда Трампа в США не окажет существенного влияния на добычу нефти в стране в ближайшей перспективе, так как планы по послаблениям на бурение в федеральных зонах и на шельфе потребуют от компаний больше времени на освоение.
Аналитики ВТБ ожидают, что в ближайшие 5 лет цена нефти Brent будет варьироваться в диапазоне 70-80 долларов за баррель. Ужесточение санкций США против Ирана и Венесуэлы может привести к росту цен, что сократит предложение нефти на мировом рынке примерно на 1 миллион бареллей в день.