Это был шаг к общественному признанию, что ты и твой ребенок больше не соответствуете принятым критериям успеха и нормам. Решение, которым ты, разрывая шаблоны, открываешь дверь в мир, где окажешься под социальным давлением огромного числа людей. Соглашаешься на то, что со стороны окружающих — соседей, знакомых, коллег, родных, других родителей, ты станешь предметом обсуждений, осуждений или злых насмешек.
Даже молчаливый отвод глаз в сторону являлся для меня тогда однозначным сигналом, что мы с Макаром за чертой установленных правил. Но пытаться соответствовать чужим стандартам означало для меня предать собственного ребенка.
Дальше нужно было принимать решение, оформлять Макару инвалидность официально или нет. Даже диагноз аутизм не вызывал во мне столько отторжения, сколько факт, что мой сын навсегда наденет на себя ярлык «инвалид» — то, что было принято скрывать как слабость или позор. «Никогда не будет нормальным» — этот стереотип по сей день преследует детей, чей путь развития отличается от общепризнанных стандартов и норм.
За сотни лет общество стало сознательным заложником мнимой успешности. Это главный барьер, который каждый из нас, так или иначе, пытается преодолеть в своей жизни, чтобы не потерять идентичность и сделать выбор в пользу себя.
В нашем оцениваемом со всех сторон обществе, достижения измеряются уровнем социального признания, будь то определённый статус, финансовое благополучие или образ жизни, который как бы подтверждает, что человек достиг высот. С самого детства нас учат, что хорошие оценки в школе, престижный университет и головокружительная карьера — обязательные компоненты успеха. Социальные сети усиливают этот стереотип, потому что чаще всего в публичном поле человек демонстрирует только лучшие стороны своей жизни, создавая иллюзию, что успех — это всегда внешние проявления: красивый отдых, дорогая одежда, роскошный стиль жизни.
Времена меняются, и публичное признание родителями диагноза ребёнка стало сильнейшим катализатором изменений как личных, так и общественных.
Родители, которые открыто говорят о диагнозе своего ребёнка способствуют лучшему пониманию аутизма или других особенностей в обществе. Они также помогают создавать сообщество поддержки для семей, которые столкнулись с подобной ситуацией, помогают разрушать устаревшие стереотипы личным примером. Это настоящий акт храбрости, который помогает менять общественное мнение, делая его более инклюзивным и понимающим.
За годы работы ко мне обращались многие родители с вопросом, стоит ли официально устанавливать ребенку инвалидность, ведь, на первый взгляд, аргументов «против» гораздо больше, чем «за». Но я всем всегда советую преодолеть психологический барьер и оформить ребёнку помощь, которая гарантирована ему законом. Это прежде всего, прямой доступ к различным государственным льготам и поддержке, включая медицинские и образовательные услуги, финансовую помощь и программы реабилитации.
Конечно, каждая семья уникальна, и решение о получении статуса инвалида должно приниматься с учетом индивидуальных потребностей вашего ребенка и вашей семьи. Но пусть на ваше решение не влияют устаревшие стереотипы и навязанные нам правила успешности, ведь истинное благополучие — это удовлетворение жизнью, соответствие своим собственным ценностям и стремление к развитию того, что действительно важно лично для каждого из нас.
Достижения человека не обязаны соответствовать стереотипам и ожиданиям окружающих, а инвалидность сегодня должна рассматриваться как индивидуальное состояние человека, через которое он открывает в себе возможность жить по-другому, иметь свой собственный путь развития и раскрывать уникальные таланты.
Важно лишь не создавать дополнительных ограничений в виде социальных и других барьеров, устранять их, признавать ценность каждого, видеть в каждом человеке личность и поддерживать его.