Как известно, 27 ноября 2024 года между Израилем, Ливаном и неправительственной ливанской группировкой «Хизбалла» был достигнут режим прекращения огня и принят план мирного урегулирования конфликта. Длившиеся 14 месяцев боестолкновения, налеты авиации и обмен ударами ракет, реактивных снарядов, беспилотников наконец-то прекратились.
Согласно принятому плану, в течение последующих 60 дней отряды и инфраструктура "Хизбаллы" должны быть отведены от границы с Израилем к северу от реки Литани, а Израиль за это же время должен полностью вывести свои воинские части с территории Ливана. Создаваемая «буферная зона» на юге Ливана вдоль всей границы с Израилем будет контролироваться регулярной армией Ливана и миротворцами ООН. Общий мониторинг выполнения условий этого соглашения возложен на группу наблюдателей из пяти стран-посредников во главе с США.
Безусловно, говорить о прочности перемирия на израильско-ливанской границе пока преждевременно. На экспертном уровне есть понимание, что достаточно одной провокации с любой стороны конфликта и он вновь перейдет в вооруженную фазу. Многое будет зависеть от позиции кураторов «Хизбаллы» в Тегеране, которые имеют решающее влияние на политику и действия этой военно-политической группировки. Вместе с тем, можно подчеркнуть важность достигнутого перемирия на ливано-израильской границе. Некоторые эксперты считают это соглашение возможно первым шагом по снижению общей напряженности ситуации на Ближнем Востоке. Не исключается, что вслед за этим актом может последовать и перемирие между Израилем и ХАМАС в секторе Газа.
Однако, практически одновременно со вступлением в силу соглашения о прекращении огня на израильско-ливанской границе вспыхнул новый вооруженный конфликт в Сирии. Сирийские радикальные исламистские группировки «Джабга ан-Нусра» и созданная на ее базе «Гейят тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) при поддержке формирований вооруженной сирийской оппозиции в ночь с 27 на 28 ноября 2024 года нарушили соглашение о деэскалации конфликта, заключенное в 2020 году при посредничестве России, Ирана и Турции, и предприняли масштабное наступление на позиции правительственных войск. В первые дни боев противникам Башара Асада удалось захватить десятки населенных пунктов в провинциях Идлиб и Алеппо, установить контроль за вторым по численности и значению городом САР - Алеппо. Сообщается о захвате исламистами крупной военной базы № 46 в провинции Алеппо, десятков единиц боевой техники и тяжелых вооружений. Якобы ими перерезана стратегически важная автомагистраль № 5, соединяющая северные и центральные районы страны. По сообщениям турецких СМИ, всего за первые трое суток боев участникам наступления удалось взять под контроль не менее 70 населенных пунктов или около 400 кв. км территории в провинциях Идлиб и Алеппо. Правительственные войска вынуждены были отступить на новые позиции, чтобы перегруппироваться.
По данным правительственных источников, армия САР совместно с ВКС России и своими региональными союзниками (КСИР Ирана, ливанская «Хизбалла», другие шиитские иностранные группировки) уничтожили свыше 600 наступающих боевиков и остановили их дальнейшее продвижение на юг страны в провинции Хама, Хомс и далее на Дамаск.
В Центре МО РФ по примирению враждующих сторон также заявили, что ВКС России помогают сирийской армии в отражении атак повстанцев и уже нанесли удары «по местам скопления боевиков и техники, складам боеприпасов и вооружения, позициям РСЗО и артиллерии, пунктам управления» наступающих, в результате было уничтожено свыше 300 боевиков и 63 единицы автомобильной и бронетанковой техники.
Турецкий телеканал «Aль-Хабер» сообщает, что сирийская антиправительственная коалиция выражает готовность начать переговоры с Дамаском, но не намерена прекращать боевые действия, пока в стране не произойдут политические перемены. Под этим можно понимать реализацию договоренностей, достигнутых на переговорах в Женеве и Астане: принятие новой конституции Сирии и проведение внеочередных парламентских и президентских выборов с участием беженцев, перемещенных лиц и всех сирийцев, проживающих на неподконтрольных Асаду территориях. Эти требования радикалов и оппозиции поддерживает руководство Турции. Судя по всему, очередное наступление противников Асада произошло не без ведома Эрдогана, который не скрывал своих намерений осуществить реванш на северо-западе САР и вернуть утраченные в 2020 году его прокси-силами территории.
Успех нового наступления боевиков джихадистов и оппозиции был обусловлен не только внезапностью нападения, но и низким уровнем боеспособности правительственных войск, которые за 13 лет гражданской войны оказались довольно малочисленны, слабо подготовлены и во многом морально деморализованы. Большого энтузиазма в защите правительства Б. Асада и стоящего за ним арабо-алавитского меньшинства (10-12 % населения страны) у призывников из подконтрольного Дамаску анклава нет. Уместно напомнить, что хотя Башару Асаду удалось с помощью ВКС РФ и ВС Ирана с его прокси-силами установить контроль за двумя третями территории страны, но на этих землях проживает лишь треть довоенного населения САР. Примерно треть сирийцев оказалась на положении беженцев в соседних странах (Турция, Ливан, Ирак, Иордания, другие), а треть – на неподконтрольных Дамаску территориях северо-запада, севера и северо-востока страны. Не случайно, Асад в этот критический момент призвал на помощь своих иностранных «союзников и друзей». Кроме ВКС РФ, на этот призыв ожидаемо откликнулся Тегеран, который приступил к наращиванию проправительственной группировки войск в Сирии за счет вербовки и переброски наемников-шиитов из Ливана, Афганистана, Пакистана, Ирака и Йемена. Ранее составлявшая костяк ВС САР ливанская «Хизбалла» также оказалась заметно ослабленной после ожесточенных боев на ливано-израильской границе и ударов ВВС Израиля по ее позициям, складам и транспортам с оружием.
Исламистам и боевикам сирийской оппозиции наиболее ожесточенное сопротивление оказывают курдские ополченцы, которые имеют опыт боев с бандформированиями «Исламского государства» (запрещено в РФ). Руководство курдских отрядов самообороны выступило с обращением к молодежи Сирии с призывом ко всем «сирийцам - арабам, курдам, армянам, ассирийцам, черкесам и туркменам» вступать в ряды сопротивления Сирийских демократических сил для организации отпора джихадистам.
Неспокойно и на юго-востоке Сирии. Согласно информации, полученной из местных источников, поддерживаемые США силы Сирийской свободной армии начали наступление на населенные пункты Аль-Букамаль у сирийско-иракской границы и Аль-Маядин в провинции Дейр-эз-Зор на востоке Сирии. Поддерживаемые Ираном прокси-силы используют эти районы в качестве транзитных коридоров и опорных пунктов. Якобы, силы иракской шиитской милиции «Хашд аш-Шааби» и «Кятаиб Хизбалла» довольно часто перемещаются из Ирака в этот район и обратно, тем же путем перебрасывается в Сирию через территорию Ирака оружие и боеприпасы.
В целях прекращения огня в Сирии предпринимаются активные дипломатические контакты между Тегераном, Дамаском, Москвой и Анкарой на уровне министров иностранных дел. Не исключено, что заинтересованным сторонам удастся договориться о приостановке боевых действий и они смогут погасить очередную вспышку насилия в многострадальной Сирии. При этом границы объективно существующих внутрисирийских анклавов могут несколько измениться в пользу Турции, но страна по-прежнему останется раздробленной на три части: центральные районы будет контролировать Тегеран, северо-запад и север – Анкара, северо-восток и, частично, юго-восток – курдские ополченцы и арабские племена Заевфратья при поддержке ВС США.