Ответчиком по иску выступал Минфин РФ.
Уголовное дело по статье о незаконной предпринимательской деятельности было возбуждено рыбинской полицией в 2019 году. В центре внимания следствия оказался контракт, по которому бизнесмен изготавливал продукцию для нужд «оборонки». Как считало следствие, на изготовление данного вида компания не имела соответствующей лицензии минпромторга.
В марте 2021 года бизнесмен был привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу. В 2022 году уголовное дело суд прекратил, однако затем уже в 2023 году расследование вновь было возобновлено. В итоге в последний раз уголовное дело закрыли в декабре 2023 года, оставив за подследственным право на реабилитацию. Чем предприниматель и воспользовался, подав иск в суд и потребовав от государства почти 7 миллионов рублей за незаконное уголовное преследование.
«Незаконное нахождение в статусе обвиняемого, необоснованное объявление в розыск, как лица, скрывшегося от следствия, принудительный привод, проведение неоднократных допросов, обысков на предприятии с изъятием документов, привело к нарушению личных неимущественных прав (право на честь и доброе имя, право на свободу и личную неприкосновенность, право на достоинство личности), что причинило истцу нравственные страдания», — перечислял истец свои проблемы с связи с уголовным делом.
Добавлялся к этому и репутационный ущерб руководителя предприятия, потерявшего клиентов на период преследования и получившего арест имущества, а в дополнение еще и проблемы со здоровьем.
При рассмотрении иска ответчик возражал против суммы компенсации морального вреда, считая ее сильно завышенной.
«Доказательств тому, что проведенное расследование каким-либо образом повлияло на его профессиональную деятельность, благосостояние, здоровье, семейное и социальное благополучие в дело не представлено», — настаивала сторона ответчика.
Суд, разбираясь в деле, учёл, что меры пресечения в отношении истца не избирались. Также при вынесении решения было отмечено, что бизнесмен не предоставил доказательства своим доводам о том, что уголовное преследование причинило вред его бизнесу и личному состоянию здоровья.
«С учетом вышеизложенных обстоятельств, требований разумности и справедливости, суд определяет ко взысканию в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 800 000 рублей», — вынес вердикт Рыбинский городской суд.
Решение в законную силу не вступило.