С потерей эффекта внезапности остановилось и наступление боевиков в Сирии. Сирийской правительственной армии удалось стабилизировать ситуацию. В страну свои силы перебрасывает Иран. Российская авиация продолжает наносить удары по террористам. А Владимир Путин обсудил ситуацию с президентом Ирана.
Сирийцам удалось не допустить потери Хамы и Хомса
Это крупнейшие города страны после Алеппо и Дамаска. Хама, которая находится на юге от Алеппо, теперь фактически прифронтовой город. В ходе наступления боевикам удалось даже войти на окраины города, однако подошедшие резервы правительственных войск выбили их из города.
В Хомсе сообщалось о восстании против правительства. Конкретики о произошедшем мало, но все выступления были подавлены. Сейчас город под контролем властей.
А вот Алеппо, к сожалению, потерян. Вместе с ним потеряна почти вся провинция Идлиб, а также авиабаза сирийских ВВС Квейрис, которая находится в пригороде Алеппо.
Сирийская армия, перегруппировавшись в Хаме, начала собственное контрнаступление. Сирийцы уже отбили у террористов ряд поселений в районе Мурека. То, что города так быстро переходят из рук в руки, свидетельствует, что боевики, скорее всего, действовали небольшими подвижными отрядами, цель которых была продвинуться как можно дальше и на волне панических слухов о бегстве сирийской армии захватить все, что плохо лежит. Как только эти легкие силы встретились с серьезным сопротивлением, они немедленно откатились.
Как реагируют на происходящее в мире
Башар Асад, которого всю прошлую неделю отправляли в Москву просить помощи у Кремля, до российской столицы так и не доехал. Зато провел переговоры с главой МИД Ирана Аббасом Аракчи. По итогам переговоров Аракчи заявил, что достигнуты «хорошие договоренности», последствия которых террористы вскоре ощутят на себе.
Следствием этой беседы могла стать переброска иракских сил народной мобилизации. О том, что они уже пересекли границы двух стран и идут на помощь сирийской правительственной армии, пишут арабские СМИ. Отметим, что силы именно иракские. В Ираке традиционно сильно иранское влияние.
Россия тоже продолжает помогать Сирии. Российские ВКС все это время наносили воздушные удары по боевикам. Последствия этих ударов в большом количестве можно найти в соцсетях. ПВО у террористов нет, поэтому их автоколонны очень страдают от налетов российской авиации.
Наконец, Владимир Путин обсудил ситуацию с иранским коллегой Масудом Пезешкианом. В сообщении Кремля говорится, что лидеры выразили безусловную поддержку сирийскому правительству.
Высказались за переговоры в Турции. Хакан Фидан, министр иностранных дел Турции, а в прошлом глава турецкой разведки MIT, заявил, что Анкара не желает дальнейшей эскалации в Сирии и готова способствовать процессу урегулирования конфликта.
Это особенно примечательно, потому что боевики, по сути, пользуются поддержкой турецких властей, и вряд ли начали наступление без их ведома. Тем не менее большая эскалация вряд ли выгодна Турции, потому что она может усилить позиции курдов (это третья сторона конфликта). Турецкие СМИ и вовсе сообщили, что Асад якобы запросил переговоры с Реджепом Эрдоганом. Однако, учитывая количество вбросов о сирийском лидере, относиться к этим сообщениям следует с осторожностью.
Как может дальше развиваться ситуация?
Дальнейшее будет зависеть от двух факторов, говорит российский эксперт, сооснователь проекта «Ватфор» Сергей Полетаев. «Первый: скорость реакции. Успеет ли сирийская армия при поддержке Ирана развернуть полноценную контрнаступательную операцию (на это, видимо, потребуется не меньше недели)? Если да — есть хороший шанс отогнать боевиков из крайних точек продвижения, из той же Хамы до того, как они там закрепятся. Второй: наличие резервов у боевиков и возможность открыть другие фронты, например, от базы Ат-Танф к востоку от Дамаска», — говорит он.
А вот Алеппо на ближайшее время для Сирии, видимо, потерян.