Стелет донник медовый по лугам аромат.
Летний плавится воздух, догорает закат.
На Ивана Купалу в ночь цветёт раз в году
Чудо-зелье-трава — к счастью иль на беду?!
Покосная пора. Травы вымахали высокие, сочные, духмяные. Самое время заготовки корма для скота.
В Саянах, в деревне Кан-Оклер, в каждом дворе какая-нибудь да живность. Работы всем хватало: и детям, и взрослым. Зима бывала затяжная. Все спешили в тайгу на заготовку грибов, ягод. Это деревня — не город.
Мой дедушка Пётр целый день был на покосе. Возвращался где-то за полночь. Полная луна щедро разливала по всей округе свой завораживающий янтарный свет. Видно было всё как днём. Летний ночной ветерок приятно освежал разгоряченное после работы тело.
На душе было спокойно и радовало, что сена для скотины будет достаточно. Природа не поскупилась и на грибы, и на ягоды. Размышления Петра прервал откуда-то появившийся за его спиной шум.
И всё-то было ладно, но вдруг стала происходить какая-то чертовщина! Рядом стоял гул, дикие вопли, как будто бы стая хищных зверей норовила накинуться на него. Дед оглянулся — никого! Пошёл дальше, звуки усилились. В какой-то момент он испытал оторопь. Перекрестился, и тут его осенило. Этой ночью расцветает папоротник — это его проделки.
Дед быстренько присел на тропинку, снял сапоги и вытряхнул всё оттуда. Перемотал портянки, снова обулся и продолжил путь. Тишина воцарилась в округе, как будто ничего не бывало. Мой дедушка был не из робких, прошёл ужасы войны, повидал всякого, его трудно было чем-то напугать. Он знал, что в день цветения папоротника происходят всякие чудеса!
Но этим дело не закончилось. Подходя к деревне, возле мостика через речушку, он увидел маленького козлёнка. Дед решил, что он убежал из деревни и потерялся. Надо его поймать, иначе загрызут волки. Стал звать его, а козлёнок то деда подпустит, то убежит. И так несколько раз: подманит и обманет.
Дед и без того устал на покосе за весь день и больше не стал за ним гоняться. Пошёл своей дорогой, и тут подбежал к нему сам козлёнок. Дед взял его на руки и понёс в деревню. Уже подходя к дому, козлёнок как дал задними копытами в грудь деду с невероятной силой. Выскочил из рук, а дед еле удержался на ногах и выкрикнул ему вслед: «Ах ты, нечисть поганая!».
До слуха деда донеслось: «Догадался!» И тут же этот «козлёнок» исчез, как будто его и вовсе не было. Дома он всё рассказал моей бабушке:
— Ты всё правильно сделал, что освободился от цвета папоротника. Наши мужики в этот день на покосы не ходят, ты же знаешь.
— Я не боюсь всякой чертовщины, но вот с «козлёнком» оплошал. В нём такая силища! Это явно была нечисть, которая потешалась надо мной. А я ещё и на руках нёс этого беса. Обидно! — сказал дедушка.
— Не расстраивайся, нас окружает мир добра и зла. Тёмные силы любят потешаться над людьми. — успокоила его бабуля.
Эту историю нам рассказала мама, а узнала она от своей мамы. Позднее нам, внукам, во всех подробностях поведала бабушка. Меня очень заинтересовал цветущий папоротник.
Бабуля о нём рассказала много интересного. Когда я бываю в лесу, всегда обращаю внимание на эту траву. Она меня притягивает, а с другой стороны пугает. Папоротник распускается алым, огнежарким цветком. Только звёздам дано знать и ведать о нём. Да луна смотрит вниз, жёлтый глаз наклоня, цвет волшебный к себе взором тайным маня.
Там, где травы растут, его можно найти. Злым и лживым нельзя то цветенье найти. Он обладает волшебной силой, и недобрый человек может, обладая им, сделать много зла. Если бы дед не вытряхнул его из-за голенища сапог, он мог бы владеть большой тайной силой и открывать все клады земли. Но он этого не захотел.
Я считаю, что правильно поступил. Баба Арина тоже похвалила его и сказала:
— С тёмными силами связываться опасно и грешно. Надо жить по своим средствам. Это поможет человеку быть духовно богатым и ни от кого не зависимым.
Деревенские страсти не утихают.
Продолжение следует…
Валентина Клименко
Другие рассказы Троицких писателей здесь.