Из
истории известно, что в результате революционных событий в России далёкая североафриканская страна Тунис и располагающийся там порт и военно-морская база Бизерта стали пристанищем эскадры российского Черноморского
флота.
Именно туда осенью 1920 г. ушли корабли Белого ЧФ. Тунис стал местом сохранения реликвий Русской Белой эскадры. Здесь были построены храмы князя Александра Невского (Бизерта, 1938 г.) и в память Воскресения Христова (Тунис, 1956 г.). Здесь же имеются захоронения русских моряков.
В этом году исполнилось 100 лет со дня установления дипломатических отношений СССР и Франции в результате официального признания Советского Союза правительством Франции. В 1924 г. в Бизерте (Тунис) были спущены Андреевские флаги над кораблями Русской эскадры. Спустя ровно век, 28 октября 2024 г., в Бизерту зашёл фрегат ВМФ России «Адмирал Горшков», экипаж которого отдал дань уважения Черноморской эскадре, переставшей существовать 100 лет назад.
Вспоминаю, как в 2007 г. Главнокомандующий ВМФ поручил мне возглавить Морскую парусную культурно-историческую и образовательную экспедицию московских школьников
«Через пять морей. По следам Русской эскадры» в Тунис.
Экспедиция проводилась в период с июля по сентябрь 2007 г. Её цели и задачи заключались в духовно-нравственном и патриотическом воспитании российских школьников, воспитании гражданственности и патриотизма; знакомстве школьников с историей и традициями Российского Флота.
Это стало своего рода «Вахтой памяти», вне зависимости от трагических последствий тяжёлого русского раскола. Юным участникам также предстояло на практике приобрести первые навыки в управлении парусным судном, в работе с навигационными приборами и морскими картами, в несении вахт, пройти уроки стойкости и выживаемости в суровых условиях морского похода. Им удалось научиться общению с молодежью других стран, провести концерты художественной самодеятельности.
Экспедиция была проведена на парусной крейсерской яхте «Гринда», прошла маршрутом следования кораблей и судов Черноморской эскадры и армии барона Врангеля. Они в ноябре 1920 г., в результате наступления Красной Армии, навсегда покинули Крым.
Маршрут «Гринды» пролегал по историческим местам пребывания кораблей черноморской эскадры Врангеля: Стамбул (Константинополь) — Чанаккале (Дарданеллы) — остров Лемнос (Греция)… и далее Тунис. Мы старались посетить места, в которые заходили корабли и суда, покинувшие в октябре 1920 г. Россию.
Это Стамбул и Мирина на о. Лемнос, Греческий архипелаг, Мальта и другие порты. Впрочем, на Мальту вся Белая эскадра в 1920 году не заходила, кроме эскадренного миноносца «Жаркий», который в силу сложившихся обстоятельств, из-за тяжёлых погодных условий и технической неисправности вынужден был зайти в Ла-Валетту. На обратном пути зашли и мы.
В ходе нашего похода юные моряки изучали историю кораблей Русской эскадры, славную историю Русского флота, его боевую летопись, отдавали почести в памятных местах сражений и героической гибели русских и советских кораблей, овладевали морской наукой и практикой.
В начале пути в Чёрном море участники экспедиции в соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ отдали воинские почести в памятных местах славных побед и героической гибели кораблей русского и советского флота.
При прохождении траверза северо-западной оконечности Тендровской косы были отданы воинские почести экипажам канонерской лодки «Красная Армения», эскадренного миноносца «Фрунзе» и буксирного парохода ОП-8, погибших в неравном бою с вражеской
авиацией. Было особо отмечено место победы русской эскадры под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова над турецким флотом 28−29 августа (8−9 сентября) 1790 г.
По прибытии в Стамбул, напомню, бывший Константинополь, участники экспедиции осмотрели достопримечательности города и места стоянки кораблей Русской эскадры, посетили знаменитую Святую Софию. Затем, пройдя Мраморное море и пролив Дарданеллы, остановились в порту Чанаккале.
На другой стороне пролива в Галлиполи были лагеря сухопутных частей участников Белого Исхода. А в Чанаккале посетили крепость и военный музей с экспонатами Первой мировой войны, в которой участвовали русские моряки крейсера «Аскольд» во время Дарданнельской операции 1915 года. В нескольких километрах от Чинаккале находится знаменитая Троя, впервые раскопанная в 1871-1890 гг. русским подданным Генрихом Шлиманом.
В Эгейском море первым местом захода была столица греческого острова Лемнос – Мирина. История Лемноса также тесно связана с русским флотом. Известно, что наши предки – славяне совершали в IX-X вв. морские походы в Средиземное море и при этом после преодоления Дарданелл посещали о. Лемнос.
Также, в период активного освоения Средиземноморья русским флотом, здесь неоднократно базировались корабли Первой и Второй Архипелагских экспедиций. Остров использовался в качестве базы союзными войсками Антанты в Первую мировую войну.
А в 1920 г. он стал пристанищем казачьих частей Русского исхода. Поэтому участники морской экспедиции посетили Русское казачье кладбище и мемориал русским морякам эскадр графа Орлова и адмирала Сенявина, которые участвовали в освобождении Греции от османского владычества. Здесь участники экспедиции ухаживали за могилами и возложили венок к памятному мемориальному кресту.
Не могу не отметить, что на мемориальной доске, установленной здесь московским правительством, отмечен лишь граф Алексей Орлов, а вот заслуги флотоводца адмирала Григория Спиридова в Чесменском сражении столичные чиновники предпочли не вспомнить. Жаль, что так…
На греческом острове Лемнос благодаря народной дипломатии и выступлению на местном островном радио нам удалось установить дружеские контакты с местными жителями и нашими соотечественниками последней волны эмиграции, которые выразили готовность оказать помощь в поиске реликвий, оставшихся от пребывания здесь казачьих частей русской армии.
По прибытию в Тунис состоялась незабываемая встреча и интервью с «бабушкой русского флота» Анастасией Александровной Манштейн-Ширинской – хранительницей реликвий российского флота. Это её отец – старший лейтенант Александр Манштейн командовал тем самым «Жарким» вплоть до 1924 года.
Тогда по договору с Францией эсминец был признан собственностью СССР, но уйти из Бизерты и послужить в Красном флоте ему так и не довелось. В конце 20-х годов советская контора «Рудметаллторг» продала его тем же французам на металлолом.
А участникам нашей экспедиции выпало уже иное – выход к могилам русских моряков на христианских кладбищах Туниса и Бизерты, посещение храмов во имя Александра Невского в Бизерте и Воскресения Христова в столице – г. Тунисе.
Одной из программ экспедиции стала вахтовая работа молодежного морского отряда по увековечиванию памяти русских офицеров и моряков, похороненных на русском кладбище в Бизерте. Ребята помогли в уходе за надгробиями, облагораживании территории некрополя.
Вместе с делегацией молодежных клубов ЮНЕСКО мы возложили венок к могиле командующего Русской эскадры контр-адмирала М.А. Беренса на французском кладбище Боржель Туниса. Обратный путь лежал через Мальту, где также сохранились свидетельства пребывания русских моряков и их захоронения, Грецию и далее на Родину.
Экспедиция была комплексной и способствовала решению целого ряда важных задач. Удалось привлечь внимание общественности к истории нашего государства и российского флота, актуализировать поиск и публикацию архивных документов. Немало было сделано для пропаганды истории флота и отечественных морских традиций, в том числе связанных с русской морской эмиграцией.
Каждый участник похода выполнял свою судовую роль и обязанности согласно корабельным расписаниям, школьники вместе с опытными наставниками несли ходовую вахту и дежурство по камбузу. При заходе в порты иностранных государств молодежный ансамбль «Колокол» давал концерты патриотической песни.
Во время похода на борту яхты со школьниками проводились регулярные занятия по морскому делу и истории флота. При проходе памятных мест участники экспедиции — экипаж яхты — отдавал воинские почести погибшим морякам.
Это была нелегкая с морской точки зрения и полная сюрпризов экспедиция, наполненная сильными штормами, особенно на обратном пути, опасностями и незабываемыми встречами. За время похода юные моряки окрепли и возмужали, освоили азы морской практики, никто из участников не заболел — дети вернулись живыми, здоровыми и повзрослевшими.
Статья подготовлена на основе доклада автора на XIII Международной научно-практической конференции «Морские исследования и образование — MARESEDU 2024».