С 1 декабря я аэропортах Москвы начнет работу биометрический контроль для прибывающих в Россию мигрантов. Почему эта мера вызывает больше вопросов, чем удовлетворения?
Александр ОРЛОВ
С 1 декабря в московских аэропортах начнут собирать биометрию у мигрантов и иностранцев. В столичных аэропортах в Шереметьево, Домодедово, Внуково и Жуковском будет задействовано специальное оборудование. К биометрическим данным в современном мире относятся отпечатки пальцев, слепки лица, образцы голоса, а также сканы радужки глаза. Тут пока речь идет о фото и отпечатках.
Не секрет, что мигранты, выдворенные из России за различные правонарушения, нередко возвращаются, чуть изменив документы на родине. Новый барьер как раз не позволит им манипулировать документами. проще будет отлавливать тех, кто попадал в базы различных правоохранительных органов.
Важно еще и то, что кроме воздушного коридора будет перекрыт и наземный - автопункт пропуска "Маштаково" в Оренбургской области.
Иностранцам будут оформлять специальные электронные удостоверения иностранных граждан - пластиковые карты со специальным электронным чипом и QR-кодом. В них будет содержаться вся необходимая информация об их владельцах, включая биометрию.
Казалось бы: "Ура! Народ услышали!" О необходимости введения биометрического контроля для мигрантов говорится уже не первый год.
"Все случаи въезда в РФ и перемещения мигрантов должны быть поставлены под жесткий контроль государства",
– заявил Дмитрий Анатольевич Медведев.
Однако есть причины пока не слишком радоваться…
Станет ли новая мера, проанонсированная на самом высоком уровне, эффективным барьером для не слишком честных мигрантов? Пока нет.
Во-первых, самолеты из Средней Азии летают не только в Москву. Они из Душанбе, к примеру, совершают регулярные рейсы в Екатеринбург, Иркутск, Казань, Новосибирск, Самару, Санкт-Петербург, Сочи, Челябинск, Уфу. Да, логистика немного усложнится для "ценного специалиста с темным прошлым", но не сильно.
А на сухопутной границе России и Казахстана, через которую идут автобусы с мигрантами, 30 (тридцать, Карл) пропускных пунктов, кроме заявленного в эксперименте.
Во-вторых, параллельно сейчас растет пассажиропоток на железнодорожном транспорте. Поезд "Ташкент - Москва" уже запущен, ходит дважды в неделю. На очереди поезда "Астана - Москва", "Бишкек - Москва" и "Душанбе - Москва".
Год назад РЖД анонсировали введение мер биометрического контроля на поездах дальнего следования. Обещали их уже в первом квартале 2024 года. Но с тех пор разговоры эти затихли и в "эксперименте по биометрии" железная дорога вообще почему-то участия не принимает. Хотя тут надо этими самыми сканерами и планшетами обеспечить всего несколько составов.
В-третьих, озвученная мера будет носить пока статус эксперимента. И он растягивается во времени до лета 2026 года.
В-четвертых, есть сомнения коррупционного порядка. Не возникнут ли лазейки и платные справки о биометрии уже на стадии эксперимента?
Эксперимент, который начнется с 1 декабря на очень локальном участке мигрантского трафика, судя по заявлению властей, продлится до 30 июня будущего года. И сейчас обещано, что летом контроль будет развернут на всех пунктах пропуска через границу, но тоже в качестве эксперимента.
Что мешает сразу закрыть границу от проходимцев? И дело совсем не в деньгах и техническом оснащении. В государственном масштабе это копейки - обеспечить несколько десятков пунктов контроля гораздо проще, чем, к примеру, провести перепись населения России и вручить электронные планшеты тысячам переписчиков.
Только летом 2026 года будет подведен окончательный итог эксперимента и принято решение о его продлении. А решение может быть как положительным, так и отрицательным - вот что настораживает.
Так что, не расслабляемся.