На прошлой неделе ГУ МВД, УФСБ и Росгвардия нагрянули на стройплощадку школы имени Молева на улице Клюквина в поисках нелегальных мигрантов. «Репортер» разбирался, как это отразится на сроках сдачи школы в эксплуатацию
Как выяснилось, мигранты жили непосредственно в здании школы. В отношении 23 человек были составлены 39 административных протоколов, 13 гастарбайтеров выдворят из страны. Сейчас, как сообщают правоохранительные органы, проводится расследование в отношении юридических лиц, взявших на работу рабочих без трудового патента.
«Кроме генподрядчика есть субподрядчики, которые выполняют разные виды работ. Они, естественно, отвечают за специалистов, которых набирают, и они, соответственно, должны следить за тем, чтобы рабочие имели патент и законные основания находиться на объекте», – пояснили «Репортеру» в полиции.
Надо сказать, что рейды по выявлению нелегальных мигрантов проводятся сейчас по всей стране. Недавно полиция Нижнего Новгорода задержала 12 иностранцев-нелегалов на стройке в Московском районе.
Проверку на строительном объекте провели сотрудники миграционной службы при поддержке ОМОНа. Выяснилось, что 12 иностранных рабочих нарушили правила пребывания в России.
Теперь вот волна облав докатилась и до Дзержинска.
«Мигрантов выдворят – кто работать будет, школу достраивать? МВД, ФСБ и Росгвардия?» – задаются вопросом одни горожане. «Родители», – шутят в ответ другие.
Вопрос между тем не праздный. Изначально новую школу должны были построить к 31 декабря 2023 года, потом – к 26 мая 2024 года, затем сроки сдвинулись на конец ноября 2024 года. Но уже понятно, что их в очередной раз придется переносить.
В это время младшие школьники из школы №10, как пишут родители, выходят из дома за час и более до начала уроков, чтобы успеть на автобус, который доставляет их до учебных заведений, к которым их прикрепили на время стройки, а то и вовсе пешком идут, когда транспорта нет.
Кстати, недавно родители сообщили в соцсетях, что из четырех автобусов, выделенных для перевозки учеников, исправен только один.
«Я не думаю, что этот рейд повлияет на сроки завершения работ. К концу года общестроительные работы в любом случае должны завершиться, – уверен глава комитета по социальным вопросам городской Думы Дзержинска Александр Терентьев. – Другое дело, что есть еще организационные вопросы.
Я изначально был против тех жестких сроков строительства школы, которые определил для себя подрядчик. Не уверен, что есть какая-то необходимость ускорять процесс. Думаю, надо сделать все правильно с соблюдением всех строительных канонов и требований. А еще необходимо выполнить все внутренние работы, оснастить школу, собрать коллектив. Это все требует времени. С моей точки зрения, будет вполне рационально открыть школу с 1 сентября 2025 года».
Что касается мигрантов, то, как предполагает наш собеседник, без них мы пока не можем обойтись, однако в миграционной сфере надо наводить порядок.
«Недопустимо, когда в крупных городах создаются целые анклавы, районы, где люди живут по своим законам. Мигранты должны в нашу жизнь включаться, как это было в СССР», – уверен народный избранник.
Между тем многие пользователи соцсетей обратили внимание на то, что облава прошла как-то уж очень вовремя, когда основные строительные работы практически завершены. На этом основании некоторые горожане выдвинули конспирологическую версию о том, что к рейду причастен сам работодатель.
«Школу достроили и выгнали работяг, а то не знали и не видели, кто строит школу», – подмечают некоторые дзержинцы. «Это хитрый ход, чтобы не оплачивать работу», – высказываются подозрительные граждане.
По официальной информации, дефицит кадров в строительной отрасли составляет порядка 200 тысяч человек. Может ли Россия обойтись без гастарбайтеров? Мнения на этот счет среди моих собеседников разделились.
«Мигранты используются на самых физически сложных работах. Когда речь идет о дорогих стройках с ненормативным сроком строительства, без них невозможно обойтись», – говорит «Репортеру» представитель одной строительной организации.
«Конечно, эти люди работают за меньшую зарплату и на низкоквалифицированных видах деятельности, куда россияне особо идти не хотят. Низкая зарплата и тяжелый физический труд», – говорит профессор МГУ Наталья Зубаревич. Причем, по ее оценкам, доля нелегального рынка труда мигрантов – до 30% приезжих работников.
«Мигрантов берут не столько потому, что у нас нет рабочих рук, а потому что это выгодно, – не соглашается в разговоре с «Репортером» представитель другой организации (правда, к строительству отношения не имеющий). – Мигранты неприхотливы и готовы жить в общежитиях по десять человек в комнате. Согласятся на это специалисты из других российских регионов? Вряд ли. Российская рабочая сила непроизводительная и дорогая.
После начала СВО по паритету покупательной способности у нас сопоставимые с Европой зарплаты. При этом наш человек работает с восьми утра до пяти вечера, а, например, представитель Узбекистана будет работать столько, сколько нужно. Другое дело, что у нашего бизнеса жизнь не такая уж простая, и если лишить его этой выгоды, то, вполне возможно, для некоторых фирм это будет смертный приговор».
Наталья ПАНКРАТОВА.