ЦБ РФ сообщил, что по итогам 2024 года инфляция ожидается в диапазоне 8,0–8,5%. При этом инфляционные ожидания населения остаются повышенными. Россияне считают, что двузначные показатели темпов роста цен сохранятся несколько лет. Когда в России начнет устойчиво снижаться инфляция, и почему высокая ставка влияет на нее ограниченно — в материале «Известия».
В конце октября регулятор поднял ключевую ставку до исторически высокого уровня — 21%. Внутренний спрос снижается слабо, а дополнительные бюджетные расходы и связанное с этим расширение дефицита бюджета имеют проинфляционные эффекты, пояснил регулятор.
По данным Росстата, в октябре темпы роста потребительских цен замедлились до 8,54% (с 8,63% в сентябре). По итогам 2024 года в ЦБ ждут инфляцию в диапазоне 8–8,5%. Однако, как следует из опроса, проведенного компанией «инФОМ» по заказу Банка России, россияне ждут сохранения двузначной инфляции в течение нескольких лет.
В ноябре общая медианная оценка ожидаемой населением инфляции на ближайшие 12 месяцев осталась на уровне октября — 13,4%. Медиана долгосрочных ожиданий на пять лет уменьшилась и составила 11,7%. Наблюдаемая населением годовая инфляция осталась без изменений, на уровне 15,3%.
Аналитики называют сразу несколько причин, по которым ключевая ставка сейчас имеет ограниченное влияние на темпы роста потребительских цен.
Основным фактором разгона инфляции аналитики по-прежнему считают то, что предложение товаров и услуг отстает от потребительского спроса. Это, действительно, можно исправить за счет понижения спроса, что делается с помощью повышения ставок кредитования и ограничения роста доходов.
Однако в нашем случае рост ставок пока не помогает: реальные доходы населения тоже растут из-за острого дефицита рабочих кадров в стране. Поэтому необходимо расширять предложение, которое резко сократилось из-за санкций, то есть наращивать внутреннее производство, развивать параллельный импорт, поясняет Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
С другой стороны, расширение производства также наталкивается на давление, которое создают в экономике жесткие монетарные условия.
— Компаниям-производителям крайне сложно наращивать производственные мощности, особенно с учетом того, что средний уровень маржинальности российских компаний очень далек от текущей стоимости денег (то есть ключевой ставки). Соответственно, у производителя как будто остается два базовых сценария — повышать цену или сокращать предложение. А это, в свою очередь лишь ускорит темпы роста цен, — указывает Мария Иванеева, директор по страхованию торговых кредитов Mainsgroup.
Дефицит кадров провоцирует рост заработной платы, что разгоняет инфляционные процессы. Одновременно идет торможение экономики из-за недоступности заемных средств. Какие-то потребности можно закрыть собственным капиталом или деньгами инвесторов, но без доступного кредита по-настоящему разогнать экономику не выйдет, добавляет Екатерина Авдеева, член Генерального совета «Деловой России».
Проблем добавляет ослабление рубля, которое ведет к росту цен на все импортные товары и услуги в рублевом эквиваленте.
Только за последние пять торговых сессий курс доллара подорожал против рубля примерно на 12%, значит и импортные товары в рублях должны будут вырасти в цене примерно на такую же величину уже в ближайшее время, после чего вслед за ними повысятся цены и на аналогичные отечественные товары и услуги, уточняет Владимир Чернов.
Падение курса рубля, в первую очередь, — следствие роста геополитических рисков: рынок очень остро реагирует на любые политические новости. Из-за этого и в ближайший месяц не исключены достаточно резкие скачки котировок.
Природа российской инфляции двойственная: она представляет собой сочетание инфляции спроса и инфляции издержек.
— Монетарное стимулирование российской экономики в 2023 и 2024 годах привело к усилению инфляции спроса. Стремясь сдержать высокую потребительскую активность и уровень закредитованности населения и предприятий, Банк России в 2024 году неоднократно заявлял о необходимости повышения ключевой ставки. Но это лишь усиливало ожидания удорожания кредитных ресурсов и стимулировало займы, а значит и потребительский спрос, — объясняет доцент кафедры институциональной экономики ГУУ Светлана Сазанова.
Глубинные причины инфляции в России кроются в инфляционных ожиданиях экономических агентов, основанных на понимании, что отечественные производители не могут насытить совокупный спрос, а санкции, колебания валютного курса всегда ведут к росту цен импортных товаров в будущем, подчеркивает экономист.
Инфляцию подстегивает и дефицит бюджета, в 2024 году он прогнозируется на уровне в 3,3 трлн рублей, или 1,7% ВВП. На 2025 год бюджет вновь планируется дефицитный с ростом расходов на оборону и безопасность.
— При дефицитном бюджете денежные средства ЦБ вынужден «печатать» и, по сути, из-за увеличения денежной массы, которая поступает в результате в обиход и тратится, — и повышается инфляция. То есть денежная масса должна остаться на прежнем уровне. Условно если денег было введено 20% в этом году, впоследствии эти средства окажутся в товарах, и цены снова будут расти, — поясняет Юлия Кузнецова, инвестиционный советник в реестре ЦБ.
Некоторого замедления темпов роста потребительских цен в стране аналитики ждут уже в 2025 году.
— По итогам 2024-го годовая инфляция в России составит 9,2–9,4%, если курс доллара в декабре стабилизируется и откатится в район 100–105 рублей. Если же он продолжит расти, прогноз будет пересмотрен в сторону повышения, однако уже в следующем году темпы роста потребительских цен в стране всё равно замедлятся. Поэтому, двузначной инфляции на протяжении нескольких лет мы не ожидаем, — рассказали в Freedom Finance Global.
Вместе с тем, как подчеркивают экономисты, для снижения инфляционных ожиданий важна стабилизация «условий игры» в экономике: в первую очередь, относительно стабильные процентные ставки (их постоянное повышение, наоборот, создает излишние инфляционные ожидания) и промышленно-ориентированная политика государства.