Учар, 24-летний разработчик программного обеспечения, живущий с родителями в Анкаре, является одним из быстро растущего числа отчаявшихся соискателей работы в Турции. Для него моральное бремя безработицы оказалось тяжелее, чем финансовое.
«Моя зарплата и другие ожидания на минимальном уровне, но я все равно не могу найти работу. Психологически это очень тяжело для меня. Я теряю надежду», — посетовал он.
Резкий поворот курса экономической политики 18 месяцев назад, агрессивное повышение процентных ставок и другие меры ужесточения с целью сдерживания стремительно растущей инфляции все больше подрывают перспективы соискателей найти работу.
Число людей, потерявших надежду найти работу и прекративших активный поиск, выросло примерно на 30% с момента запуска новой экономической программы в июне 2023 года. Об этом свидетельствуют данные Турецкого статистического института (TurkStat).
Данные показывают, что в третьем квартале в этой категории было зафиксировано более 2,17 млн человек, которые не считаются безработными.
Уровень безработицы в Турции в сентябре составил 8,6%, при этом около 3,1 млн человек находятся в поиске трудоустройства, но экономисты говорят, что это не отражает фактической картины на рынке труда и что перспективы на следующий год могут быть намного хуже.
Изменение курса экономики в Турции, отказ от предыдущей политики низких ставок, отстаиваемой президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом, направлен на стимулирование экспорта, снижение инфляции и восстановление баланса перегретой экономики. Однако экономические трудности, вызванные хроническим кризисом стоимости жизни, подорвали популярность его Партии справедливости и развития (ПСР).
Правительство на данный момент настроено на борьбу с инфляцией — и это замечают оптимистичные иностранные инвесторы — но растущее беспокойство рабочих может подорвать решимость Эрдогана придерживаться данного курса в следующем году, как раз, когда годовая инфляция наконец-то пошла на спад.
Промышленное производство сокращается четвертый месяц подряд, а рост ВВП во втором квартале замедлился до 2,5%. Ухудшение прогнозов спроса наряду с высокими затратами по займам спровоцировало увольнения в компаниях, особенно в обрабатывающей промышленности.
Министр финансов и Казначейства Мехмет Шимшек заявил в этом месяце, что правительство принимает меры по ограничению временного негативного влияния экономической программы и что растущая уверенность и улучшение глобальных условий будут поддерживать рабочие места и экспорт.
В третьем квартале занятость увеличилась на 136 тыс. человек, что экономисты связывают с необходимостью в восстановлении районов, пострадавших от разрушительного землетрясения в феврале 2023 года на юге Турции, и ростом спроса в туристическом секторе.
Аналитики говорят, что Анкаре предстоит серьезное испытание ее приверженности сдерживанию инфляции в конце 2024 года, когда ожидается повышение минимальной заработной платы. Значительный рост поможет работникам компенсировать реальные потери доходов, но может привести к увеличению расходов на рабочую силу для предприятий, которые и так испытывают трудности.
Экономист Джан Фуат Гюрлесель пояснил, что возможное повышение минимальной заработной платы на 25–30 % может привести к увольнению персонала компаниями, но меньшего будет недостаточно сотрудникам.
Центральный банк Турции прогнозирует годовую инфляцию на конец года в размере 44 %.
«25%-ное повышение приемлемо, но 30% — это максимальный предел, красная линия. Я не уверен, что все компании смогут справиться с этим, не увольняя персонал, особенно в производственном секторе. Ни один сектор в Турции не может позволить себе минимальное повышение заработной платы более чем на 30%», — отметил он.