5 ноября в США прошел первый этап выборов президента. И на них после своего поражения в 2020-м победил республиканец, миллиардер Дональд Трамп. Второй этап в 2024 году состоится 17 декабря, и окончательное решение будут принимать уже выборщики. Выборщики — это представители от каждого штата Америки, которые раз в четыре года, собственно, и определяют, кто станет новым президентом и вице-президентом страны. Однако считается, что победа Трампа уже предрешена…
Своим мнением о будущем президенте США, на основании личного с ним общения, делится академик Российской академии естествознания Александр Власов.
— И сейчас все, Владимир Васильевич, находятся, скажем, так, в тревожном ожидании, как он себя поведет после 20 января. Выскажет ли он какие-то намерения в восстановлении более или менее нормальных отношений, или же эта конфронтация будет только усиливаться. На самом деле, я хорошо помню времена его первого президентства, когда он очень активно лоббировал, например, интересы Навального…
— Кого, Александр Юрьевич?
— Навального. Был у нас такой персонаж, известный в определенных кругах. И у него были наивные иллюзии. Что с использованием каких-то более или менее лояльных способов ему удастся здесь перестроить наш сложившийся порядок, изменить систему правления, и вплоть до того, что…
Мысли по-крупному и не тормози…
— Ордынские обычаи еще вспомните…
— Бытует мнение, что он присылал сюда массу так называемых агентов влияния, которые поддерживали Навального и финансово, и организационно, устраивая ему самые разнообразные публичные мероприятия во многих очень крупных городах страны. То есть, какой-то внутренний чрезмерной симпатии он к Владимиру Владимировичу никогда не испытывал, хотя внешне проявлял себя всегда очень лояльно.
— Потому что воспитанный человек. Относительно…
— Да, воспитанный человек. Ну, в отношении воспитанного человека, я понимаю, тут вы с некоторой иронией…
— Почему же? Я вот тоже относительно воспитанный человек. Все мы относительные…
— Ну, сейчас не о вас Владимир Васильевич, сейчас о нем разговор. И вот здесь надо правильно понимать его мотивацию, его образ жизни, и отсюда будут ясны и его намерения, и перспективы в дальнейшем взаимодействии.
— В первую очередь, наверное, внутриамериканские дела его интересуют, Александр Юрьевич. И еще вытеснить Китай все с того же внутриамериканского рынка, а Россия ему, наверное, менее интересна.
— Честно говоря, я сильно сомневаюсь, что его до такой степени интересуют внутриамериканские дела. Он на самом деле практически всю свою жизнь был оторван от широких слоев общества, находился в очень комфортных условиях проживания, и дела ему до этого огромного трехсотмиллионного сообщества на самом-то деле нет.
Другой вопрос, что эта его позиция симпатична многим членам общества, и с ее помощью легко манипулировать общественным мнением, то есть, когда позиционируешь себя как ярый защитник слабых, в том числе коренного населения, то это очень выигрышная карта. Здесь присутствует элемент лукавства, и выдвигая на первый план этот лозунг о том, что «Сделаем Америку снова Великой», он, безусловно, имеет в виду не саму Америку и не всю Америку, а преимущественно себя лично…
Повторюсь, себя лично и свой ближайший круг родственников и единомышленников. А глубинные интересы его заключаются ведь совсем в другом. Он активный и перспективный бизнесмен до мозга костей, был им всегда, начиная с молодых лет. И вот через эту призму надо и рассматривать его и намерения, и действия, на самом деле война с Россией ему совершенно не интересна. Абсолютно неинтересна…
Всегда сдерживай обещания данные себе самому
— Так, а она кому-интересна-то?
— Ну есть некоторые персоны, которым она интересна. В той же Европе ведь это, я тут не открою Америку…
— Вы шутите?
— Почему же шучу? Вы посмотрите на гносеологические корни. На протяжении столетий многие европейские страны периодически претендовали на российские территории и устраивали набеги, большое количество войн было инициировано не нами.
— Это вы про тот самый российский поход Наполеона?
— Ну, в том числе и про Наполеона. У европейцев исторически сложилось так, что, во-первых, Россия рядом, а во-вторых, вся их история связана с конфронтацией с Россией. Это генетическая предрасположенность, которая коренным образом отличает их от американского населения, которому Россия по барабану на самом деле.
— Я не очень-то верю в разговоры про подобную генетическую предрасположенность… Но согласен, что когда мир разделился на кириллицу и латиницу, то Россия выбрала путь кириллицы… А потом, когда религию выбирали, мы пошли еще и по пути православия, а иные страны, в основной массе, ушли в католицизм. Раскол еще больше усилился, и все это, на мой взгляд, продолжается с тех пор.
— Ну, это отчасти была вынужденная мера.
— Они же, Александр Юрьевич, у себя там, в Европе, сытые и ленивые, толстые и довольные… И зачем им воевать вообще? Кто там воевать собирается? У них же все хорошо.
— Да, они-сами-то, может быть, и не так высказывали таких намерений.
А про Трампа я начал с его первого президентского срока, когда у него были явные намерения сместить Владимира Владимировича с использованием лояльных демократичных методов. Идея абсолютно вздорная, потому что мы…
Не ищите одобрения других, это признак слабости…
— Потому что мы все любим нашего президента. По крайней мере так утверждают соцопросы…
— Электорат Навального, на самом деле, очень узкий был. Крайне узкий, и в широких народных массах он никакой привлекательностью не обладал. Тем не менее намерение такое было, и оно было сопряжено еще с коммерческими интересами. Вот тоже, наверное, не секрет, что первым спонсором Трампа на первых выборах был Рекс Тиллерсон, который стал потом госсекретарем. Это мультимиллиардер, владелец нефтяной компании ExxonMobil, и так далее… С колоссальными финансовыми ресурсами, и у которого была идея вместе, кстати, с Трампом, освоить нефтяные и газовые месторождения в Западной Сибири, где трудноизвлекаемые источники полезных ископаемых. У нас нет эффективных технологий по их извлечению, а у американцев есть, плюс еще разработка этих же месторождений на Сахалине, куда они собирались вложить огромные средства вдвоем с Рексом. И их тогда своевременно успел предупредить наш Игорь Сечин, с которым и Трамп, и Тиллерсон находились фактически в приятельских отношениях, и Сечин бывал у Рекса в его частных владениях в Техасе, и встречался с Трампом, то есть отношения там на уровне дружеских, но он их своевременно предупредил о нецелесообразности инвестиций в данный момент в «НК «Ю́КОС», потому что тогда уже, видимо, сформировалась позиция о том, что политические претензии Ходорковского нуждаются в пресечении. Что он все-таки должен ограничивать круг своих интересов экономикой. А Михаил Борисович активно начал претендовать на политические позиции. Вот они предостерегли обоих: и Тиллерсона, и Трампа от таких вот необдуманных шагов, за что оба эти персонажа должны быть благодарны.
— Для России, может быть, это неплохо было бы, если бы инвестиции пошли в Западную Сибирь?
— Да, для России это может быть было и неплохо, но вот тут наше руководство проявило определенную порядочность, потому что эти активы в плане борьбы с Ходорковским оказались бы потеряны полностью американскими инвесторами. И я думаю, что вот это их намерение инвестировать деньги в очень перспективные разработки, оно актуальность свою не утратило. Они сейчас попытаются реанимировать это. Ну, может быть, не в такой форме, например, как проявление полной лояльности: снятия санкций, для начала в завуалированном виде в каком-то. И, во всяком случае, вот эта жесткая конфронтация, имеющая место сейчас, она должна, ну, если не исчезнуть совсем, то ослабнуть существенно. Трампу, по большому счету, Европа просто не интересна — я про западноевропейские страны. Она ничего не создает у него, кроме лишних проблем и головной боли. И в аспекте конкуренции, и в том аспекте, что тамошние лидеры — это временщики, они мимолетные абсолютно.
Продолжение следует