Рост биткоина и мем-токенов в 2024 году принес много ожиданий и позитивных прогнозов. Пока первая криптовалюта создает деньги, обновляя исторические максимумы, пользователи задаются вопросом: как долго будет расти рынок криптовалют в этот раз?
Ответ на него попытался найти Олег Cash Coin.
Многие наслышаны про успехи ранних держателей криптовалют, которым удалось остаться на рынке, сохранив рассудок и инвестиционный потенциал. Однако не всем повезло стать свидетелями даже одного бычьего цикла, не говоря уже о двух или трех.
Бычий рынок — время, когда котировки долго находятся в восходящем тренде. Четкого определения нет, и длительность фазы определяется уже постфактум. Как и в случае с «медвежкой» — глубина и продолжительность падения всегда видны в перспективе.
В отличие от фондового рынка, в криптовалютах начиная с 2012 года принято считать четырехгодичные циклы роста, привязанные к халвингам биткоина. Такая характерная черта создала закономерность. Хотя обеспечиваемая майнерами эмиссия цифрового золота уже исчисляется десятыми долями процента в год, статистика все же имеет значение.
По оценкам Copper, текущая фаза продлится около 750 дней с пиком в марте 2025 года. А эксперты CryptoRank определили, что наивысшие показатели рынок продемонстрирует в октябре 2025 года.
После халвинга 2012 года прошло примерно 1470 дней между пиками, а временной отрезок между минимумом и максимумом 2017 года составил около 840 дней. После «уполовинивания» 2016 года от пика до пика прошло 1450 дней. А от наименьших до наивысших значений — более 1050 дней.
Пик текущего цикла статистически расположен на удалении 1450 дней от прошлого максимума, что совпадает с прогнозом CryptoRank на октябрь 2025 года. Расстояние от дна цикла до предполагаемого пика находится в марте-апреле 2025 года, как и предсказывают аналитики Copper. Следовательно, статистика в любом случае указывает на завершение цикла до конца следующего года.
Примечательно, что фазы криптовалютного рынка вписываются в трех- четырехлетние бизнес-циклы, предложенные британским статистиком Джозефом Китчином в 1920 году. Их существование ученый объяснял колебаниями мировых запасов золота.
Самый короткий из применяемых в экономической теории циклов формируется из-за дисбаланса между спросом и объемами производства — совсем как в механизме снижения эмиссии, разработанном Сатоши Накамото.
В 2024 году инфляция биткоина примерно в 10 раз ниже, чем 10 лет назад, и майнеры пробуют новые способы получения дохода через DeFi и торговые стратегии, как это делают трейдеры или инвесторы.
Таким образом, влияние краткосрочного цикла Китчина, где большую роль в ценообразовании играют производственные процессы, в настоящее время снижается. Вероятно, уже скоро начнет работать следующий — с периодом 7–11 лет.
Цикл, впервые описанный в 1862 году французским статистом Клеманом Жюгляром, учитывает не только колебания в спросе и производстве, но и необходимость привлечения инвестиций в инфраструктуру, что увеличивает периоды между пиками.
Следующий цикл (15–25 лет) называют ритмами Саймона Кузнеца. Они отвечают за массовое принятие, рассматривают демографические процессы и в целом совпадают с притоком молодых пользователей в криптоиндустрию.
Таким образом, к 2024 году первая криптовалюта оказалась в ситуации, когда краткосрочные циклы (три-четыре года) перестают оказывать влияние и включаются более длинные периоды (7–11 и 15–25 лет). Этот процесс характеризуется высокими инвестиционными поступлениями в инфраструктуру, обновлением основных средств и массовым принятием.
Наконец, последний классический цикл, названный по имени советского ученого Николая Кондратьева, длится около 50 лет и завершается фундаментальными сдвигами в мировом устройстве. Можно предположить, что именно криптовалюты станут этим кардинальным изменением в экономическом укладе общества.
Период после халвинга, когда начинается новый бизнес-цикл, — позитивное время для инвестиций в инфраструктуру. В 2024 году он совпал с глобальным трендом на фундаментальные изменения в общемировой экономической системе.
В последующие периоды крипторынок может сформировать гораздо более устойчивый класс активов, став гораздо менее волатильным. Если обратиться к такой макрометрике, как денежная масса (M2), биткоин стал реагировать на изменения этого показателя без тех невероятных скачков, какие наблюдались прежде.
Учитывая глобальный децентрализованный характер цифрового золота, а также ожидания, что цикличность сохранится по крайней мере для больших периодов, можно относительно уверенно прогнозировать всеобщее развитие рынка в ближайшие пять-семь лет.
Также стоит принять возможные изменения в экономической политике после возвращения Дональда Трампа в Белый дом. Планы новоизбранного президента США по осуществлению фискальной политики могут сохранить процентную ставку ФРС на высоком уровне, что само по себе окажет давление на бюджет и создаст «натуральное» повышение показателя M2 по всему миру.
Еще одним фактором, отличающим этот цикл от других, является рост интереса к криповалютам и готовность к диалогу со стороны государств: например, Сальвадора, Бутана и Аргентины.
Сейчас у первой криптовалюты более прочный фундамент, чем когда-либо, он привлекает не только частных лиц, но и крупные финансовые организации и даже целые страны. Всего несколько активов в мире, включая золото и государственные облигации США, могут похвастаться подобным принятием.