Выручил великий голландец.
Футбольный тренер Юрий Севастьяненко известен по работе в клубах Ближнего Востока и Африки. Но свое имя он сделал в СССР. При нем заштатный «Кузбасс» был грозой советской первой лиги, а самого Севастьяненко признавали лучшим тренером РСФСР. Также специалист успел поработать в запорожских клубах «Торпедо», «Энергия» и «Металлург».
Севастьяненко хорошо общался с мэтрами советского футбола, а великий Валерий Лобановский и вовсе считал его своим другом. Такое признание дорогого стоит, особенно если учесть предпосылки его получения. Однажды Юрий Григорьевич сильно помог Валерию Васильевичу! Но как?
В 1975 и 1976 годах Валерий Лобановский возглавлял сборную СССР. На этой должности ему пришлось нелегко, ведь не все его идеи находили понимание у руководства. Федерация, в частности, противилась вызову в сборную некоторых игроков киевского «Динамо».
Сам Лобановский жаловался, что ему навязывали братьев Манучара и Гочу Мачаидзе, которые были оплотом полузащиты в тбилисском «Динамо». В руководстве советского футбола упирали на потрясающие показатели грузинских футболистов. Если верить технико-тактическим действиям (ТТД), то Манучар и Гоча почти не ошибались в передачах. К тому же у тбилисских динамовцев был свой покровитель в федерации, который яро выступал за их приглашение.
Ситуация складывалась критически для Лобановского. И тут ему на помощь пришел Севастьяненко, который придумал нестандартное решение для мэтра. В чем оно заключалось?
Севастьяненко считал, что Мачаидзе набивали себе высокий ТТД благодаря ближним передачам, которые минимизировали риск ошибки. При этом их конкурент из киевского «Динамо» Александр Бережной, несмотря на большое количество брака, постоянно шел в борьбу и в целом был полезнее в центре поля. Изучив все нюансы, тренер пошел на хитрость.
Для обоснования своей позиции Севастьяненко подготовил выкладки по Йохану Нескенсу — полузащитнику «Барселоны» и сборной Нидерландов, который восхищал футбольный мир работой в центре поля. Его ТТД были гораздо хуже, чем у Мачаидзе, но он брал свое другими показателями. Игру Нескенса было решено взять за образец.
Состав сборной СССР утверждался на совещании в федерации футбола СССР. За несколько часов до него Севастьяненко предложил Лобановскому обсудить вариант с Нескенсом в кафе «Ивушка» на Новом Арбате. Главный тренер сборной согласился на встречу.
— Я прямо на столе разложил выкладки по Нескенсу. Сразу понятно — он эффективнее любых Мачаидзе, и коэффициенты здесь ни при чем. Все зависит от структуры игры. Лобановский приподнялся: «Как я докажу?!» — «А вы меня позовите…», — рассказывал Севастьяненко в интервью «Спорт-Экспрессу».
На заседание в федерации Лобановский и Севастьяненко пришли вместе. Но слово сначала дали Марку Годику, который в сборной СССР отвечал за физическую подготовку.
— Годик докладывает — вот, моя лаборатория подсчитала ТТД. Лобановский отвечает: «Система подсчета недостаточно корректна. По ней Нескенс выходит игроком слабее Мачаидзе. А у них весь футбол без отборов на пятнадцати метрах. Есть другой коэффициент эффективности», — вспоминал Севастьяненко.
Лобановский пригласил своего компаньона на трибуну, чтобы тот рассказал о преимуществах голландца. Севастьяненко с блеском сумел доказать, что Нескенс является игроком мирового класса безо всяких космических ТТД. Доклад тренера стал решающим — Лобановскому разрешили не брать братьев Мачаидзе в сборную.
Без грузинских полузащитников великий тренер добился серьезного успеха, приведя советскую команду к бронзе на Олимпиаде-1976. И пусть этот результат изначально был признан неудачным, недооценивать его точно не стоит.