Преступник из 90-ых, который застрелил уфимца и скрывался почти три десятка лет, все-таки избежал наказания. Его отпустили из-под стражи прямо в зале суда. Как отреагировали на такое решение родственники убитого мужчины и что сказал злоумышленник, оказавшись на свободе после нескольких месяцев в СИЗО? Эксклюзивные подробности этого резонансного дела — в репортаже Ангелины Машкиной.
Это заседание должно было состояться примерно три десятка лет назад. Но обвиняемый в убийстве соблюдал такие меры конспирации, что вычислить его местонахождение сыщикам никак не удавалось. Задержали Вениамина Бушковского, который, к слову, по паспорту теперь Павел Долгов только недавно. Вину в совершении преступления он сразу признал. Но оказавшись в суде, уже сориентировался в своих правах — возможно, благодаря подсказкам адвоката, и попросился на свободу.
А ведь тот вечер, когда совершил преступление, этот мужчина до сих пор прекрасно помнит. Вот кадры проверки показаний обвиняемого, снятые после задержания. На записи Долгов рассказывает следователям, как вместе с другом приехал в гости к знакомой девушке, но на лестничной площадке наткнулись на пьяную компанию. Словесная перепалка тут же переросла в драку и оппоненты переместились во двор. В какой-то момент рядом с ним прогремел выстрел. Увидев оружие в руках товарища, Долгов выхватил его и сам нажал на курок…
Выстрелом в голову был убит 24-летний Олег Шабаев. Даже сейчас, спустя столько времени, его младшая сестра говорит о том страшном дне с нескрываемой болью. Несколько черно-белых фотографий — это все, что осталось у нее на память о брате.
Кто и за что мог расправиться с Олегом — родственники даже не предполагали. А злоумышленник успел сбежать в Грузию, где вскоре получил гражданство, сменив не только имя и фамилию, но и возраст — зачем-то состарил себя. Орудие убийства — это оказался газовый пистолет, переделанный под боевой — оперативники изъяли у человека, который точно не был причастен к преступлению, зато рассказал о вероятном стрелке. С тех пор фигурант уголовного дела числился в списках разыскиваемых. Пару месяцев назад в базе осужденных появилась свежая фотография Долгова — он совершил разбой в Смоленской области, отбывал там наказание. Внешнее сходство с Вениамином Бушковским было почти 100-процентным. И хотя личные данные не совпадали, криминалисты СК все равно раскусили конспиратора.
Назар Макаров, следователь-криминалист СУ СК РФ по РБ:
"В материалах уголовного дела у нас имелась фотография разыскиваемого лица Бушковского Вениамина, которая была загружена в базу данных, и у нас появилось совпадение с Долговым Павлом Валентиновичем. Совпадение составило 97%. У нас в материалах также имелась генетика матери Бушковского Вениамина, которую мы сравнили с генетикой Долгова Павла Валентиновича, и у нас появилось совпадение что они мать и сын".
Задержали Долгова там же — в Смоленской области. Под конвоем доставили в Уфу. Правоохранители довольно быстро закончили расследование, направили материалы дела в суд. И только здесь — в зале заседаний — родственники погибшего Олега Шабаева, которые до последнего верили в неизбежность наказания, впервые увидели преступника. Прощать его и соглашаться с прекращением дела они точно не планировали.
Елена Шабаева, сестра погибшего Олега Шабаева:
"Я в шоке! "
Эдуард Исламгулов, двоюродный брат погибшего Олега Шабаева:
"Человек может уже отсюда выйти и, грубо говоря, наслаждаться жизнью".
По полной мере действующего законодательства за убийство может грозить до 15 лет колонии. Но дело тогда заводили еще по уголовному кодексу РСФСР, а там и наказание было мягче и срок давности привлечения к ответственности, независимо от того находился преступник в розыске или нет, учитывался. У Долгова он уже давно истек. Поэтому стрелка из 90-ых освободили из-под стражи прямо в зале суда. Особых эмоций после вынесенного решения мужчина не стал демонстрировать.
- Честно, что сейчас чувствуете? Вы рады?
- Ну как сказать — рад? Ну это не та радость, понимаете? Все равно же было совершено преступление…
- А какие планы сейчас? Куда собираетесь?
- Ну домой… работать, дальше продолжать жить.
Единственное на что, сейчас остается надеяться потерпевшей стороне — это компенсация морального вреда. Но добиваться выплат им придется уже в гражданском порядке. Сам же Долгов хоть и раскаялся в своем преступлении, а вот в финансовом вопросе пока не проявлял инициативу.