Коллекционер Антон Козлов рассказал «Снобу» о том, про что говорит нам новейшее искусство на выставке «Двадцать один длинный, один короткий», почему для его экспонирования был выбран именно Ельцин Центр, как грибы повлияли на архитектуру и историю России, где можно увидеть самоубийство детских игрушек и как все русское искусство может уместиться в одном сундуке.
Заложен ли какой-нибудь подтекст в название выставки? И зачем участникам пресс-тура в качестве мерча были подарены рулетки?
Название выставки мы позаимствовали из одноименной работы группы «МишМаш», которая в том числе представлена в экспозиции. Для художников группы — Миши Лейкина и Маши Сумниной — множество вариантов трактовки их произведений всегда важнее возможности получить единственно верный ответ. Главный образ, использованный в этом произведении — срезанные дверные звонки — отсылает к одному из сюжетов автобиографической повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». А что касается рулеток в качестве мерча для нашего проекта, то во времена все усложняющейся и иносказательной коммуникации мы решили предложить нашим гостям еще один вариант интерпретации названия выставки.
Почему для экспонирования был выбран именно Ельцин Центр?
Я очень рад открыть эту выставку именно в Екатеринбурге: Уральская биеннале, большие паблик-арт фестивали, деятельность Музея ИЗО и отличные выставки современного искусства в Синара-Центре, ГЦСИ и Арт-галерее Ельцин Центра — все это говорит о большой культурной составляющей этого чудесного города и сформированном запросе общества на современное искусство. Придумывая выставочную программу для своей коллекции, я точно знал, что здесь покажу хотя бы один проект.
У этой пестрой выставки есть какой-то единый концепт? Чем объясняется выбор именно этих работ и их расположение в зале?
Собственно, выставка «Двадцать один длинный, один короткий» — это кураторский взгляд Светланы Усольцевой и Галины Шубиной на ту часть моей коллекции, которая посвящена искусству последнего времени. Здесь зрители найдут работы современных художников, которые прямо сейчас пишут историю нашего времени. Все семьдесят работ этого проекта были созданы в период с 2000-го по 2024 год. Эта линия не случайна: постоянная экспозиция Музея Бориса Ельцина, расположенного за соседней стеной, заканчивается 2000-м годом, а мы эту историю продолжаем.
Что нам сообщает искусство, созданное с начала века? О чем оно чаще всего говорит — и каким языком?
Хорошее искусство существует не в безвоздушном пространстве, а всегда взаимодействует с настоящим временем. На выставке зрители увидят, как наши выдающиеся современники рефлексируют о тех событиях, которые стали частью наших с вами жизней. А языки для этой рефлексии используются самые разные, с каждым конкретным художником и произведением надо разбираться индивидуально.
Где пролегает граница между актуальным искусством и просто современным, если вы относите к нему все, что было создано за последние 65 лет? Чем отличается искусство наших дней от искусства 1960–2000-х?
Сам термин «современное искусство» для всех, кто им занимается, чрезвычайно дорог и оберегаем. В том числе потому, что мы подразумеваем не только датировку создания произведений, но и этические, и гуманистические ценности, разделяемые нами. Явления отечественной истории искусства, как звенья одной цепи, сменяют друг друга. Однако каждое новое созвучно особой исторической ситуации. Новейшее искусство созвучно той, которую нам не сложно почувствовать и просто необходимо артикулировать.
Давайте составим топ-5 наиболее интересных и важных работ, представленных на выставке, на которые точно нужно обратить внимание. Расскажите об их значении для искусства и лично для вас.
К выставке мы подготовили каталог-путеводитель, на ста шестидесяти страницах которого вы сможете подробнее узнать о каждом произведении. Особенное внимание я бы порекомендовал обратить на объект «Опять-опять» Ирины Кориной — это два входа (один поменьше, второй побольше, как по нарастающей), над которыми висят императорские алые мантии, а сверху над каждым написано слово «опять».
Интересен объект «Комната Ипатьева» Егора Федоричева — по сути, это нарисованная на брезенте и рекламных баннерах стена подвала дома, в котором расстреляли царскую семью. Эта работа говорит о травме и тревоге.
Еще одна важная работа — огромный «Сундук российского современного искусства» Романа Сакина. Это объект, в котором как бы собран обобщающий опыт русских художников прошлых поколений. В нем можно найти и что-то новогоднее, и лагерное искусство, и античные гипсовые торсы, и, конечно, много концептуального искусства.
Из веселого — «Паган» Елены Елагиной и Игоря Макаревича. Это исследование-мистификация «грибного архетипа» и его роли в отечественной истории и архитектуре. Художники сопоставляют фотографии архитектурных сооружений, построенных в ХХ веке, с формами ядовитых грибов. Елагина и Макаревич утверждают: «На наш взгляд, Россия, ставшая ареной всевозможных социально-исторических экспериментов, русский характер, склонный к некой безбрежности и беспределу, — все это явления, которые до известной степени связаны с ярко-красным грибом…»
И еще хочется выделить видео-работу совсем молодой художницы Вероники Соловьевой «Маленькая смерть». Ее отметили многие зрители уже в первый день выставки. Это несколько видеофрагментов, на которых детские игрушки убивают себя. На одном, например, изображено самоубийство неваляшки — она бьется головой о батарею, и голова постепенно рассыпается на части. А на другом игрушка в форме медвежонка стирает себя на терке. Медвежонок поднимается на вершину терки и съезжает по ней вниз раз за разом, пока от него не остается одна голова.
Что вы могли бы посоветовать человеку, который посетил вашу выставку, но ничего не понял и огорчился? Как находить общий язык с современным искусством, главная цель которого, как вы говорите, коммуникативная?
Мне кажется, что если зритель ничего не почувствовал от современного искусства, есть только два варианта: либо искусство не очень, либо что-то не так с чувствительностью самого человека. Зная тот материал, который я показываю, я могу с уверенностью сказать, что оно самобытно настолько, что открыто каждому, кто захочет его понять. Открытость и бесстрашие произведений из моей коллекции само по себе вдохновляют зрителя на откровенный диалог.
Беседовал Алексей Черников