Для роста бизнесу нужны новые средства, поэтому многие организации, включая крупные компании, используют заемный капитал. Ведущий эксперт в области корпоративных финансов и инвестиционного банкинга рассказал, как ему удается выстраивать отношения с иностранными банками и привлекать миллиарды долларов в экономику России. Развиваться, опираясь исключительно на собственные средства, можно долго, но нет гарантии, что это будет эффективно. Для роста бизнесу нужны новые средства, поэтому многие организации, включая крупные компании, используют заемный капитал. По информации Центрального банка России, общий объем кредитов, выданных нефинансовым организациям, в первом квартале 2024 года составил 62,8 трлн рублей, причем, 11,1 трлн рублей — в иностранной валюте. Это свидетельствует о том, что зарубежные инвесторы видят перспективы развития как отдельных компаний, так и российской экономики в целом. Как привлечь иностранный заемный капитал, рассказал эксперт в области корпоративных финансов и инвестиционного банкинга Артём Ноздряков. Он привлек в Россию более 20 миллиардов долларов и курировал несколько международных проектов. В интервью он пояснил, как убедить зарубежные банки вкладывать деньги в российскую экономику, чтобы всем нам жилось лучше.
Полина Девятова, aif.ru: Почему привлечение иностранного капитала важно для бизнеса, государства и нас с вами, в нем живущих?
Артём Ноздряков: Иностранный капитал предоставляет компаниям дополнительные финансовые ресурсы для инвестиций в развитие, модернизацию и расширение производства. Они помогают бизнесу выйти на международные рынки, что открывает новые возможности для продаж и роста. Развитие бизнеса и рост доходов приводят к увеличению налоговых поступлений в бюджет, что позволяет государству финансировать социальные программы и инфраструктурные проекты. И все это в итоге способствует увеличению доходов населения и повышению уровня жизни.
— Вы почти двадцать лет занимаетесь инвестициями, работали в таких крупных компаниях, как «РЖД», «СИБУР», «Газпром нефть», чья годовая прибыль исчисляется сотнями миллиардов рублей. Расскажите, как вы выстраивали отношения с зарубежными инвесторами?
— В компании «СИБУР», который является российским лидером по производству полимеров и каучуков, я как менеджер казначейства развивал отношения с более чем 15 международными банками, принимая участие в управлении многомиллиардным долговым портфелем всей группы компаний. Моя основная задача заключалась в привлечении зарубежного долгового финансирования через различные инструменты, включая двусторонние и синдицированные кредиты, еврооблигации, проектное финансирование и финансирование под гарантии европейских экспортно-кредитных агентств. Одним из значимых достижений стало участие в привлечении финансирования для проектирования и запуска двух новых нефтехимических комплексов мирового уровня. — «ЗапСиб-2» и «ТобольскПолимер». Эти проекты были признаны передовыми в области проектного финансирования и отмечены в международных изданиях.
— Вы также координировали проект по выводу компании на Ирландскую фондовую биржу, разместив там ее дебютный выпуск еврооблигаций. Для любого бизнеса это большое событие. Как отреагировали инвесторы?
— Еврооблигации — это публичный инструмент заимствования денег. Он налагает определенную ответственность в части раскрытия информации перед инвесторами, так как компания становится по сути публичной. Объем размещения был 1 млрд долларов. США, тогда как выпуск был переподписан со стороны инвесторов более чем в 5,5 раз — во столько раз инвесторы были готовы предоставить компании больше денег, чем она планировала занять. Компании также удалось добиться самой низкой среди корпоративных заемщиков из России ставки купона на тот момент времени.
— Во время вашей работы в компании казначейство компании было признано лучшим казначейством года и награждено премией Russian CFO Awards, организованной институтом Адама Смита из Великобритании. Как это повлияло на вашу дальнейшую карьеру?
— Мы получили признание экспертной аудитории за ряд реализованных проектов и программ привлечения финансирования, страхования, автоматизации казначейских операций, работу с рейтинговыми агентствами. Я понял, что могу разрабатывать и внедрять различные структуры документации, проводить стратегические многосторонние переговоры, строить отношения на международном уровне и управлять кредитным портфелем крупной корпорации. Поэтому, когда меня пригласили в департамент корпоративных финансов нефтяной компании «Газпром нефть», которая входит в тройку крупнейших в России, я уже знал, что справлюсь с любыми задачами.
— Одной из таких задач стало рефинансирование задолженности производственного актива, которую до вас никто не мог решить. Как вам удалось реализовать этот проект?
— Когда я присоединился к команде, рефинансирование задолженности производственного актива вызывало трудности у многих, но мне удалось успешно завершить этот проект. Я разработал совместно с крупным российским банком структуру сделки, которая удовлетворила интересы всех акционеров. Мой предыдущий опыт работы помог наладить доверие и диалог между партнерами. В результате, производственный актив снизил долговое бремя, освободил денежные потоки для развития и улучшил операционную эффективность, что также было стратегически важно в контексте их долгосрочной стратегии развития нефтехимии.
— Вам удается успешно руководить кросс-функциональными командами, невзирая на расстояния. Поделитесь секретами налаживания эффективной совместной работы.
— Думаю, что дело в умении общаться и договариваться — не только с клиентами, инвесторами, но и с коллегами, которые должны видеть твой профессионализм и не сомневаться в компетентности. Я знаю несколько языков, учился в Швеции, Норвегии, России и США, понимаю культуру многих стран, что помогает налаживать коммуникацию. Ну а дальше нужно четко поставить задачи, распределить их и работать на результат.
— Ваши профессиональные качества оценили организаторы престижных национальных конкурсов и пригласили в жюри, где требуется многогранная оценка участников. Что вам дает процесс судейства?
— Я получаю от этого процесса не только полезную информацию, но и удовольствие. Два года назад я был в составе жюри Национальной премии Investment Leaders Award. В этом году я имел честь судить в номинации, связанной с банковской и финансовой сферой, на международной премии Successful Ladies Awards. Это была невероятная возможность оценить более 300 заявок, представленных талантливыми женщинами, которые внесли значительный вклад в развитие финансового сектора. Всего же было почти три тысячи заявок из 35 стран мира и несколько десятков номинаций. Особенно вдохновило то, как участницы применяют свои знания и лидерские качества для достижения успеха и создания положительного влияния в своих областях. Участие в этом конкурсе в качестве эксперта не только обогатило мой опыт, но и подтвердило, что стремление к успеху и готовность делиться знаниями — это те ценности, которые действительно имеют значение.
— Вы вступили в международную ассоциацию бизнеса и финансов The Global business and finance association, куда принимают только профессионалов мирового уровня. Чем вам интересно членство в этой организации?
— Я накопил достаточно опыта и знаний, чтобы ими делиться, и это отвечает ценностям ассоциации. Членство в организации глобального масштаба дает возможность находиться в гуще мировых событий в отрасли, а также самому быть полезным не только в своей стране, но и в других.
— А вы как видите развитие отрасли? Какой капитал играет более заметную роль для российских компаний: собственный или заемный?
— Как собственный, так и заемный капитал играют ключевую роль в финансовой устойчивости компании, и их сочетание создает оптимальные условия для развития. Наличие обоих источников финансирования свидетельствует о здоровой финансовой структуре. В условиях неопределенности важно, на мой взгляд, продолжать придерживаться международных стандартов финансовой отчетности, а также диверсифицировать источники привлечения капитала. Это позволяет компаниям не только эффективно управлять рисками, но и использовать все доступные возможности для роста и инвестирования в будущее