Регионы России | 12 ноября 2024
После вступления в силу законодательных изменений в регулировании сферы медиа, принятых в течение нескольких последних лет, в правоприменительной практике возник значительный объем неопределенности и рисков, которые существенно сказываются на деятельности медиакомпаний, прежде всего, в сфере телевизионного вещания.
В первую очередь это касается пропаганды ЛГБТ, употребления табачных изделий и наркотических средств, использования в аудиовизуальных произведениях сцен жестокости и насилия, маркировки, которой должно сопровождаться участие в создании аудиовизуальных произведений, или упоминании в них лиц, признанных иностранными агентами, а также изменения правил возрастной классификации информационной продукции, обусловленного изменениями в регулировании всех перечисленных вопросов.
Проблемы правоприменения и естественные при любых регуляторных изменениях вопросы появились достаточно быстро, но была надежда на то, что со временем ответ на них даст правоприменительная, в том числе и судебная практика. Однако, по истечении нескольких лет очевидно, что этого не случилось. Правоприменительная практика различается от региона к региону, единые критерии разрешенных и недопустимых действий, которые могли бы быть ориентиром для всех участников рынка, не сложились.
В практике правоприменения нет единого подхода к тому, как правильно маркировать присутствие в произведении лиц, признанных иностранными агентами, как при их упоминании, так и в случаях, когда иностранным агентом является актер, режиссер, сценарист или композитор, то есть лицо, участвовавшее в создании произведения. Это особенно актуально для документального кино и создания телепередач с использованием официальных хроникальных кадров.
До сих пор нет понятных критериев того, что относится к пропаганде употребления наркотических средств, и каковы критерии отнесения информации к категории «способной вызвать желание употребить» табачные изделия или наркотические средства. Например, известен случай наказания вещателя за песню «Давай закурим, товарищ, по одной». Или наказание телеканала за то, что в информационной программе есть оперативная съемка МВД, в которой на столе у задержанных лежат пластиковые пакеты-свертки без упоминания о том, что это наркотики.
Перечень такого рода неопределенностей велик и в значительной мере связан с правовой неопределенностью положений закона.
Помимо этого, проблему составляет и то, что есть параллельно действующие и не совпадающие по сути нормы, которые не позволяют вещателям установить для себя понятные и выверенные границы разрешенных действий. В качестве примера приведем несовпадение требований Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».
Другой пример – несовпадение требований Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (ст.4, ст. 56.2), ФЗ от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (абз. 10 п. 1 ст. 1) и ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ. В одном случае запрещается демонстрация и пропаганда экстремизма, в другом – демонстрация или пропаганда. На слух разница невелика, но по сути она принципиальна.
Эта проблема в части демонстрации экстремистской символики обостряется ежегодно в мае, когда в телевизионном эфире увеличивается количество художественных и документальных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, а регулирование строится исключительно на письменном извещении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (текст, озаглавленный «правовая позиция» РКН от 15 апреля 2015 года), в соответствии с которым демонстрация нацистской символики без целей пропаганды не должна трактоваться как нарушение закона о противодействии экстремизму, что соответствует нормам Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ (в ред. от 15.05.2024), но не учтено ни в ст. 4 Закона о СМИ, ни в ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Отдельная проблема состоит в том, что существующий масштаб неопределенности в регулировании медиасферы привел к исключительно быстрому и масштабному росту самоцензуры, которая, в сочетании с этой неопределенностью создает необоснованные затраты в исполнении ограничения в работе медиакомпаний, а также в массовом порядке формирует превратное представление о целях государственного регулирования в этой сфере.
А это обстоятельство, в свою очередь, увеличивает масштаб еще одной исключительно значимой проблемы. Как следует из многочисленных протоколов о допущенных нарушениях, Роскомнадзор обязывает вещателей самостоятельно редактировать аудиовизуальные произведения в целях исключения или камуфлирования недопустимых сцен, менять по собственному усмотрению установленный производителем контента знак возрастной классификации информационной продукции, в том числе указанный в прокатном удостоверении. Тем самым, вещателя вынуждают либо отказываться от демонстрации произведения, либо нарушать его целостность без согласования с обладателем исключительных прав на него. А это само по себе нарушение закона. Если вещатель действительно обязан совершать указанные действия, он должен получить соответствующие полномочия и определенные законом гарантии правомерности его действий, что потребует внесения существенных изменений в ГК РФ. На сегодняшний день уже совершенно очевидно, что решение большинства из возникших проблем возможно исключительно на уровне законодательных решений, поэтому комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций предложил создать рабочую группу из представителей Комитета ГД РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, Союза журналистов России и Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с привлечением к ее работе практикующих юристов медиакомпаний, для того, чтобы проанализировать существующие проблемы и выработать алгоритм их решения.
Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций готовит обращение в Государственную Думу о проблемах в отрасли, которое будет направлено от имени президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергея Катырина и председателя Союза журналистов России Владимира Соловьева. В письме говорится о правовых вопросах, связанных с неопределенным прочтением ряда законов, касающихся медиа (проблемы возрастной маркировки, соблюдения правил распространения информации, содержащей бранные слова, сцены курения и пр.).