Фото из открытых источниковКогда в 79 году нашей эры вулкан разрушил город Помпеи в Италии, горячий пепел покрыл тела многих жертв и в течение нескольких минут остыл и затвердел вокруг них. На протяжении столетий тела разлагались, оставляя кости и пустое пространство внутри пепла. На протяжении более 150 лет рабочие, сталкиваясь с этими пустотами, заливали в них гипс, чтобы сформировать жуткие слепки, содержащие останки скелетов. Слепки — всего более 80 — стали одними из самых узнаваемых артефактов из Помпей. Поколения археологов гадали о личностях людей внутри скрученных, измученных фигур и о том, как они были связаны.
Теперь результаты ДНК из Помпей, опубликованные сегодня в Current Biology , заставляют археологов пересмотреть многие из своих давних предположений. Например, исследователи долгое время предполагали, что сжавшиеся в комок фигуры двух взрослых и двух маленьких детей, найденные вместе в одном из самых роскошных жилищ Помпей, были матерью, отцом и их детьми. Золотой браслет весом в полкилограмма на запястье одного взрослого с ребенком на коленях подкреплял идею о том, что один из взрослых был богатой матроной.
Недавно секвенированная ДНК — первая из скелетов внутри слепков — теперь рассказывает другой набор историй. Например, взрослые и дети в Доме Золотого Браслета были все мужчинами — и ни один из них не был биологически связан.
«Это действительно здорово — этот генетический подход может проникнуть в поведение прошлых популяций и даже изменить традиционные интерпретации», — говорит Габриэле Скоррано, палеогенетик из Римского университета Тор Вергата, который не принимал участия в новом исследовании.
«Это показывает силу древней ДНК в изучении этих прошлых популяций». А этот причудливый золотой браслет, украшающий то, что ученые теперь знают как мужское запястье? Вместо того, чтобы открывать окно в римскую моду, он мог быть просто самой ценной вещью в доме.
«Он может ничего не рассказать нам о гендерных ролях или декоративных узорах, но о том, что вы делаете во время стихийного бедствия, и что вы хватаете в первую очередь», — говорит Стивен Так, археолог из Университета Майами, который не принимал участия в работе.
Исследование является частью более масштабного проекта по изучению останков скелетов людей в Помпеях. Другая группа исследователей получила ДНК из двух скелетов на этом месте в 2022 году, но это первый раз, когда ученым удалось извлечь генетический материал из останков, сохраненных с помощью гипсовых слепков.
Недавние рентгеновские снимки и КТ показывают, что по мере разложения тел в карманах пепла кости были перемешаны, а затем снова смешаны в процессе литья. Более поздние попытки стабилизировать слепки часто повреждали кости внутри и оставляли некоторые из них открытыми. Однако такие перестановки также выносили некоторые кости и зубы близко к поверхности, где исследователи, работающие в тесном контакте с реставраторами в Помпеях, могли относительно легко брать образцы.
«Нам приходилось полагаться на то, до чего мы могли добраться, не повреждая слепки еще больше», — объясняет соавтор Алисса Миттник, археогенетик из Института эволюционной антропологии Макса Планка. Из 14 гипсовых слепков, которые исследовала команда, в шести была обнаружена ДНК.
Из генетических данных этих людей исследователи реконструировали достаточно деталей, чтобы опровергнуть предыдущие истории о слепках. Например, в нескольких кварталах от Дома Золотого Браслета, в здании, известном как Дом Криптопортика, исследователи обнаружили двух взрослых, сжимающих друг друга в последние минуты жизни, один из которых был больше другого. Исследователи по-разному предполагали, что меньший скелет был женским, а в целом обреченный дуэт был сестрами, любовной парой или матерью и дочерью. Но ДНК показала, что меньший взрослый был мужчиной, и пара не была связана родственными узами по материнской линии, что исключало связь мать-дочь или полные родственные связи. (Исследователи не смогли получить достаточно ДНК из большего скелета, чтобы определить его пол.)
ДНК также выявила такие черты, как цвет глаз и волос и даже глубокое происхождение. Результаты показывают, что некоторые люди в Помпеях в то время сохранили связи с более ранними популяциями, жившими в центральной Италии, но в основном произошли от людей из восточного Средиземноморья и Анатолии. Смесь была похожа на ту, которую генетики обнаружили в скелетах людей, похороненных в самом Риме того же периода.
«Императорский Рим был империей, в которой было много движения, вещей и людей», — говорит Аморетти, соавтор новой статьи.
Индивидуальные результаты являются ценным пониманием того, как работало римское общество. Хотя мужчины и мальчики в Доме Золотого Браслета не были генетически связаны, они, вероятно, не были чужаками. Латинское слово familia более широкое, чем наше «семья», охватывая всех живущих в доме, как свободных, так и рабов. И в то время, когда уровень смертности был высок как среди детей, так и среди взрослых, усыновление было обычным явлением, потенциально создавая семейные связи, которые не проявляются в ДНК.
«Есть поговорка, что семья не заканчивается на крови, и это особенно верно для римлян», — говорит Так.
Даже если четверо, которые умерли вместе в доме, не знали друг друга, неудивительно, что они искали и утешали в тот катастрофический момент.
«Возможно, было бы естественно попытаться помочь маленькому ребенку, который плачет и напуган, даже если вы этого ребенка не знаете», — говорит Миттник.
«ДНК показывает нам наиболее очевидный и интуитивный сценарий, но это не всегда то, что справедливо для жизненного опыта этих людей».