Лонни Хенли, эксперт по Восточной Азии с более чем 40-летним опытом работы в качестве офицера разведки, исследовал различные проблемы, с которыми Коммунистическая партия Китая столкнётся при потенциальном десанте на Тайвань.
Китайские военные могут потерпеть неудачу при захвате Тайваня по нескольким причинам, пишет Хенли, и неудачная атака может иметь «тяжёлые последствия для международного авторитета Китая» и представлять «серьёзную угрозу для легитимности компартии и её власти».
«Во-первых, Тайвань был бы потерян для Китая навсегда; без полной трансформации политической системы материкового Китая у Тайваня, пережившего худшее, что мог бы сделать Китай, было бы мало стимулов для рассмотрения вопроса об объединении в будущем», — говорит Хенли.
«Во-вторых, США и, возможно, другие страны могут официально признать независимость Тайваня».
Китай считает Тайвань частью своей территории, хотя компартия никогда не управляла островом. В настоящее время у Соединённых Штатов нет официальных дипломатических связей с Тайванем с тех пор, как в 1979 году Вашингтон изменил своё дипломатическое признание в пользу Пекина.
В прошлом году директор ЦРУ Уильям Бернс заявил, что лидер КНР Си Цзиньпин поручил китайским военным быть готовыми к 2027 году к успешному вторжению на Тайвань.
Хенли объяснил, что перед военным нападением Китая на Тайвань будет проведена политическая мобилизационная кампания, в ходе которой будет заявлено, что «война — единственный путь вперёд», независимо от человеческих и финансовых издержек.
«После провала попытки завоевать Тайвань лидеры партии будут изо всех сил пытаться утвердить формулу, провозглашающую стратегическую победу, несмотря на военный исход, в отчаянной попытке спасти свои шкуры, — считает он. — Совершенно неясно, смогут ли они добиться успеха».
Экономические последствия войны сделают для Китая менее целесообразным реализацию таких проектов, как «Один пояс, один путь» (BRI), добавил Хенли.
Пекин запустил инициативу «Один пояс, один путь» в 2013 году, намереваясь укрепить своё геополитическое влияние за счёт финансирования инфраструктуры в Юго-Восточной Азии, Африке и Европе.
Согласно отчёту, опубликованному Управлением правительственной отчётности США в сентябре, с 2013 по 2021 год Китай выделил $679 млрд на инвестиционные проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Если Пекин решит начать десантную операцию, ему потребуется перебросить большое количество войск через Тайваньский пролив — узкий водный путь, разделяющий двух соседей. Кроме того, китайским военным необходимо будет обеспечить превосходство в воздухе, чтобы защитить десантные силы.
Хенли сказал, что Китай может не добиться превосходства в воздухе, если не сможет подавить противовоздушную оборону Тайваня или свести к минимуму авиацию США вокруг острова.
Другими словами, если вооружённые силы США смогут нейтрализовать интегрированную систему противовоздушной обороны Китая вдоль его побережья, то китайские десантные войска и ключевые цели внутри Китая «будут беззащитны перед массированными авиаударами, и вся китайская операция, скорее всего, провалится», считает Хенли.
В настоящее время правительство США придерживается политики, называемой «стратегической неопределённостью», которая означает, что Вашингтон намеренно уклоняется от ответа на вопрос, встанет ли он на защиту Тайваня в случае нападения.
Хенли также поставил под сомнение возможность того, что китайские военные самолёты смогут совершить достаточное количество вылетов, учитывая состояние двигателей самолётов, которые, как он отметил, склонны к поломкам при интенсивном использовании или значительных нагрузках.
Китай также рискует не высадить достаточное количество войск на Тайвань. К факторам, которые могут привести к такому сценарию, относятся неспособность Китая провести сложную десантную операцию, в которой, вероятно, будут задействованы тысячи гражданских судов, работающих вместе с китайским флотом, успешные атаки американских войск и успешная защита Тайванем своих пляжей.
По словам Хенли, после захвата плацдарма китайские войска столкнутся с новыми трудностями.
«Для перемещения необходимого объёма припасов потребуется защищать грузовые суда, пересекающие Тайваньский пролив, поддерживать работу основных портов и сохранять в целости транспортные связи на острове — всё это уязвимые цели для ударов США и защитников Тайваня».
Высадка на берегах Тайваня не гарантирует капитуляцию острова, добавил Хенли, заявив, что тайваньские войска могут задержать или помешать продвижению китайских военных к Тайбэю, воспользовавшись густонаселённой местностью и сложным рельефом острова.
Вторжение Китая также может провалиться, если «внутренние или периферийные противники» воспользуются атаками в своих целях, вынудив Пекин «переориентировать другие театры военных действий на Тайвань», — добавил он.
По словам Хенли, независимо от того, победит Китай или потерпит поражение, ему придётся столкнуться с огромными издержками: экономическими потерями из-за перебоев в международной торговле и возможных санкций против Китая, разрушением китайской инфраструктуры, расходами на боеприпасы, потерями личного состава и «постоянной враждебностью» со стороны Вашингтона, Канберры, Токио и других правительств.
«Трезвое осознание этих огромных и неизбежных издержек должно стать главным сдерживающим фактором для нападения Китая на Тайвань, даже в большей степени, чем расчёт на успех военной операции».