Из всех катастроф, случившихся в советском военно-морском флоте, наиболее загадочной остаётся гибель линкора «Новороссийск». Несмотря на проведенное расследование, следствию так и не удалось выйти на участников диверсии, уничтожившей один из лучших кораблей Черноморского флота. Впрочем, специфическая история «Новороссийска», который лишь после окончания Великой Отечественной войны обрёл «советскую прописку», позволяет догадываться о причинах, которые могли привести к гибели линкора.
Свой боевой путь «Новороссийск» начал в итальянском городе Генуя на лигурийском побережье. Это случилось в далёком 1910-м году, накануне Первой Мировой войны. В те годы «Новороссийск» носил имя «Giulio Cezare» и служил в соединениях итальянского ВМС. Любопытно, что несмотря на активное участие в двух мировых войнах, корабль никогда не получал серьёзных повреждений и благополучно дожил до 1945 года.
Италия, поддержавшая Гитлера во время похода на СССР, после поражения немцев была вынуждена заплатить за своё участие в войне. Её флот, устаревший и разваливающийся, был разделён между странами-победительницами. «Giulio Cezare» достался Советскому Союзу, был перемещён в Чёрное море и получил новое имя – «Новороссийск».
К этому периоду относится легенда о том, что один из руководителей итальянских диверсионных сил – князь Юнио Валерио Боргезе – поклялся, что попавшие в руки врага корабли скорее погибнут, чем будут служить новым хозяевам. Когда «Новороссийск» взорвался, то версию об итальянском следе взяли на вооружение одной из первых.
Если Боргезе и давал подобную клятву, то свою вендетту он затянул на солидный срок. Вплоть до октября 1955 года «Новороссийск» исправно нёс службу на Чёрном море и никогда не подвергался опасностям. К сожалению, годы мирной жизни приучили моряков к относительной безопасности и заставили забыть об ужасах предыдущей войны.
28 октября 1955 года линкор вернулся в севастопольскую бухту из плавания и готовился к заслуженному отдыху. После швартовки старшие офицеры корабля отправились на берег и оставили судно под командованием капитана 2-го ранга З.Г.Сербулова. Ничто не предвещало трагедии, многие члены экипажа готовились к увольнению в запас и радовались грядущему возвращению домой.
29 октября в 1.30 по правому борту раздался мощный взрыв, который потряс «Новороссийск» до основания. Уже в первые минуты погибли несколько сотен человек, а остальные в панике метались по кораблю. Впрочем, после минутного замешательства экипаж пришёл в себя и начал принимать меры для спасения линкора.
В Севастополь была послано срочное извещение о случившейся катастрофе. Вскоре на борт поднялось командование флота во главе с вице-адмиралом В.А.Пархоменко. Казалось, что «Новороссийск» пережил самое страшное, и ему больше ничего не угрожает.
К сожалению, это впечатление оказалось обманчивым. Поздно принятые меры привели к тому, что корабль начал стремительно тонуть, увлекая в пучину сотни офицеров и матросов. Многие из них не успели выбраться из внутренних отсеков и погибли страшной смертью.
До сих пор историки спорят о том, что послужило причиной гибели могучего корабля. Помимо итальянцев, виновниками катастрофы называют старые немецкие мины, подлодки бывших союзников и даже детонацию боезапаса. К сожалению, специальная комиссия, прибывшая из Москвы, оказалась бессильна установить точные причины взрыва. Остаётся надеяться, что когда-нибудь истинная причина трагедии будет раскрыта и станет известна общественности. Это станет реквиемом по кораблю и его экипажу, которые навеки остались жертвами странной и весьма подозрительной катастрофы.
Заглавное фото. Линкор Новороссийск в Севастополе. 50-е годы