Шуваловский «единорог» — это особый тип артиллерийского орудия русской армии в XVIII-XIX веках. Рассказать о нём в двух предложениях невозможно, тем более что это орудие сыграло немалую роль в развитии отечественной артиллерии.
Чтобы собрать информацию по единорогам, воспользуемся «Военной энциклопедией Сытина», внушительным трудом «История материальной части артиллерии» автора Д. Е. Козловского, работами современного историка А. Широкорада «Энциклопедия отечественной артиллерии» и «Тайны русской артиллерии» и «Историей русской армии» А.Керсновского.
Граф Петр Иванович Шувалов с 1756 года был генерал-фельдцейхмейстером русской армии, то есть начальником всей артиллерии. Назначен он на это пост был не за успехи на артиллерийском поприще, а потому что был фаворитом императрицы Елизаветы. Место это было «хлебное» и давалось отнюдь не за военные заслуги, а за «альковные». Впрочем, в отличие от некоторых других фаворитов императриц, занимавших этот пост, Шувалов развил бурную деятельность как по реорганизации артиллерии, так и по разработке новых систем. Целая группа оружейников по его приказу создавала новые образцы орудий. Были созданы пушки с двумя стволами, под названием «близнята». Предполагалось тем самым повысить скорострельность, но оказалось, что таким путем этого не добиться. Были созданы «секретные» гаубицы, у которых канал ствола расширялся и в сечении был не круглым, а овальным, вытянутым по горизонтали. Предполагалось, что так будет обеспечен лучший разлет картечи. Опыт показал, что при стрельбе картечью особых преимуществ у «секретных гаубиц» не было, а кроме картечи они ничем стрелять не могли. Пока Шувалов состоял генерал-фельдцейхмейстером, эти гаубицы использовались, но потом их сразу сдали на переплавку.
Для внедрения своих орудий Шувалов создал «Обсервационный корпус», которым командовал лично, но из Петербурга. В корпус набрали разнородный состав, в нем было слишком много пушек, словом, было потрачено много сил и средств понапрасну.
Однако тогда же было создано и орудие нового типа. Назвали его «единорогом», так как на стволе вместо обычной «шишки» размещалась голова единорога. А единорог был на фамильном гербе Шуваловых. Вскоре это название превратилось в нарицательное.
В то время на вооружении России и всех стран имелись пушки, стрелявшие ядрами, гаубицы, стрелявшие бомбами, и мортиры, которые вели навесной огонь. Единорог занял промежуточное положение между пушкой и гаубицей. Он имел коническую зарядную камору особой формы, благодаря чему снаряд лучше прилегал и скорость вылета была выше. Выше была и скорострельность. Единороги могли стрелять как ядрами, так и бомбами. Стволы единорогов были короче, чем у пушек, но длиннее, чем у гаубиц.
Первым испытанием для единорогов стала Семилетняя война, где русская артиллерия по праву подтвердила свое звание лучшей в мире. Уже в 1757 году в армии было 12 единорогов, а за два следующих года их было изготовлено без малого пять сотен.
Артиллерия сыграла решающую роль в разгроме прусской армии в сражениях. После победы под Кунерсдорфом генерал-аншеф Салтыков писал в своем рапорте: «наша артиллерия, особливо же из новоинвентованных орудий и шуваловских гаубиц устроенная, великий неприятельской кавалерии и батареям вред причинила…». А прусский король Фридрих после этого сражения про русскую артиллерию сказал: «Эти пушки — порождение дьявола. Я ничего так не боюсь, как русских пушек».
В момент создания единорогов русская артиллерия как в техническом, так и организационном плане ещё находилась в стадии становления. Не было единых штатов, не было единых калибров. Например, можно сравнить вроде бы одинаковые по калибру 12-фунтовые пушки и 1/4–пудовые единороги. Калибры тогда назывались для пушек по весу ядра, а для гаубиц по диаметру ствола или ядра, но для единорогов, в отличие от гаубиц, калибр именовался по весу. 12-фунтовые пушки 1805 года имели калибр 120,6 мм, а 1/4–пудовые единороги — 123 мм. Однако в ходе реформ Аракчеева, который хоть и оставил в русской истории негативный след, но очень много сделал для становления русской артиллерии, все было максимально унифицировано. Упомянутые выше орудия получили единый калибр 121,9 мм, который применяется и до сих пор. В войсках на вооружении остались 1/4–пудовые и 1/2–пудовые единороги в полевой и 1-пудовые единороги в осадной и крепостной артиллериях. Единороги, заменившие в русской армии гаубицы, составляли треть полевых орудий. Интересно, что снятые во время реформ Аракчеева 3-фунтовые единороги сохранились на Кавказе, где успешно использовались в качестве горных орудий (русская армия тогда не имела специальной горной артиллерии вообще). С учетом их применения были созданы первые русские горные орудия, 1⁄4-пудовые горные единороги образца 1838 г. А на базе горных были созданы 10-фунтовые десантные единороги для флота. Они устанавливались на специальных станках десантных судов и при подходе к берегу вели огонь по противнику. А потом переставлялись на колесный лафет и сопровождали десант на берегу.
В середине XIX века для единорогов были испытаны бомбы с отравляющими веществами. Их испытали на кошках, но так как кошки выжили, то решили, что использование отравляющих веществ в бою исключено.
Единороги принимали участие во всех войнах, которые вела Россия с 1757 года, и сняты были с производства после появления нарезных орудий в 1863 году. В крепостях оставались до 1906 года. Их там предполагалось использовать как противоштурмовые орудия: при подходе вражеской пехоты вплотную к укреплениям единороги выкатывали из укрытий и вели огонь в упор картечью.
На этом история единорогов закончилась.