Гражданская подлодка по версии советской фантастики...
В советской подростковой фантастической повести (не фильме!) о приключениях Электроника и его друзей фантаст Евгений Велтистов описывает будущее, в котором идёт активное хозяйственное освоение глубин Мирового океана.
«Гонцы обходили стороной подлодки, глубинные дирижабли, танкеры, грузовые баржи — быстроходные, безопасные подводные суда, которым не страшны были волны, ветер, бури. Рэсси мгновенно отличал змеиный силуэт танкера от стремительного катера «летучая рыба». Но среди множества кораблей спутникам не встречалась подлодка «Тунец» с характерным горбом плавника...»
Коммерческая подлодка «Дойчланд» в море
Между тем, к моменту написания этих фантастических повестей о ближайшем будущем (процитированная книга написана в 1971 году), коммерческие подлодки были уже достаточно давним прошлым: первая была спущена на воду 28 марта 1916 года и носила имя «Дойчланд»...
Обещание Кайзера окончить войну «до листопада» не было пустым бахвальством. Просто Вильгельм II понимал, что долгой войны II Рейх не потянет. Дело было не в том, что промышленная Германия не могла обеспечить себя продовольствием (слишком много народу работало в промышленности и служило в армии). В конце концов, были границы с нейтральными странами, через которые можно наладить импорт продовольствия. Проблема была в том, что за продовольствие надо было платить, деньги в Рейхе за номером 2 водились за счёт экспорта промышленной продукции, а при отсутствии экспорта покупать у нейтралов всё необходимое было просто не на что. А самые платёжеспособные покупатели немецкого экспорта сидели за океаном...
В 1913 году доля Германии в мировой торговле составляла 26,6 процента. Значительная часть произведённого шла за океан, но когда Роял Нэви начал морскую блокаду Рейха... немцам стало тупо не хватать еды: не потому что нейтралы не продавали, а потому что покупать было не на что. Но на голодный желудок хорошо начинают работать мозги, и «сумрачный тевтонский гений» решил: немецкий экспорт — высокотехнологичный, много места он не требует, так почему бы не наладить поставки отечественной продукции за океан подводными лодками? И за кульманами закипела работа!
Схема отсеков подлодки «Дойчланд»
Коммерческую подлодку-блокадопрорыватель спроектировал инженер Рудольф Эрбах. Из-под его рейсфедера вышел проект подлодки надводным водоизмещением 1575 тонн, способной брать на борт 750 тонн груза (по большей части — в балластные цистерны, продукцию немецкой химической промышленности). 200 тонн солярки позволяли подлодке преодолеть расстояние в 12 000 миль со скоростью 10 узлов. Экипаж судна составил 25 человек: капитан, старший механик, два вахтенных офицера, шесть ассистентов, четыре машиниста, шесть мотористов, четыре матроса и кок. Первый корпус окрестили «Дойчланд», к началу лета подводный прорыватель блокады был готов к выходу в море.
В первый рейс «Дойчланд» вышла из Бремена, 16 июня 1916 года под командованием капитана северогерманского Ллойда Пауля Кёнига. В цистернах лодки плескалось 163 тонны красителей (ализарина — красителя красного оттенка) и фармацевтических препаратов (сальварсана — лекарства, использовавшегося для лечения сифилиса до изобретения антибиотиков) на сумму 60 миллионов фунтов стерлингов. Помимо химической продукции, везла подлодка дипломатическую и банковскую корреспонденцию.
Экипаж «Дойчланда» после рейса
9 июля «Дойчланд» была уже в Балтиморе, где разгрузилась и погрузила на борт 348 тонн каучука, 341 тонну никеля и 93 тонны олова. 25 августа подлодка благополучно прибыла в Бремерхафен, преодолев 8450 морских миль, из которых 190 — в подводном положении. Прибыль от рейса составила 17,5 миллионов фунтов стерлингов. Привезённого U-boot'ом сырья германской промышленности хватило на два-три месяца, так что опыт стоило признать успешным.
10 октября 1916 года «Дойчланд» вышла во второй рейс. На этот раз на борту помимо химикатов, красителей и медикаментов были ценные бумаги, драгоценные камни и почта. На этот раз курс был проложен на Нью-Лондон, штат Коннектикут. До порта подлодка дошла 1 ноября, а уже 17 ноября вышла в обратный путь с грузом резины, никеля, легирующих добавок и олова. Помимо того, на борту везли серебряные слитки на 140 тысяч долларов. На этот раз всё прошло не столь гладко: на выходе субмарина протаранила буксир, который затонул вместе с пятью членами экипажа. Пришлось выплатить залог в 348 тысяч марок, после чего 21 ноября «Дойчланд» сняли с мели, починили мелкие повреждения и помахали платочком на прощание. 10 декабря судно прибыло в Бремерхафен.
Калибр U-155 — внушает уважение!
Собственно говоря, после этого карьера коммерческой подлодки завершилась — стало ясно, что США скоро вступят в войну и не вовремя явившуюся в порт лодку можно потерять. 10 февраля 1917 года торговое судно «Дойчланд» было удалено из судового регистра. А в составе Кайзерлихмарине появилась подлодка U-155...
«Купец» вышел на охоту
На верфи в Вильгельмсхафене лодку переоборудовали: установили шесть торпедных аппаратов, но главное — два 15-см орудия с линейного корабля «Церинген». В этом качестве субмарина была не самой удачливой в составе Кайзерлихмарине: скорость маловата, не могла догонять быстро идущие транспорты. Но так ведь были медленно идущие! Их за три похода U-155 потопила (если командир не соврал, есть разные данные) 42 штуки, общим водоизмещением в 121 328 тонн, и ещё одно — повредила. А потом — война закончилась, подлодку доставили в Лондон, где выставили на Темзе. В 1921 году она была разобрана на металл.
Пленный «крейсер» в Лондоне
Впрочем, «Дойчланд» была не одна такая. Всего на немецких верфях заложили восемь корпусов, помимо головного судна успела войти в строй ещё одна коммерческая подлодка — «Бремен». Транспорт вышел в море под командованием Карла Шварцкопфа в сентябре 1916 года и... исчез. Что случилось с этой подлодкой — неизвестно. В качестве версий высказываются гибель от тарана крейсера «Мантуя» в 560 км к югу от Исландии, потопление британской подлодкой G-13 в районе Шетландских островов или подрыв на минах у Оркнейских островов.
«Ольденбург» в походе
Остальные подлодки были достроены в качестве подводных крейсеров, которые даже объединили в соответствующую флотилию. Наиболее известной из них стала U-151 «Ольденбург». 2 июня 1918 года она под командованием капитана Генриха фон Ностица потопила за несколько часов шесть американских судов и повредила ещё два. А на следующий день на выставленных ей минах подорвался танкер «Герберт Л. Пратт». Впрочем, наличие грузовых отсеков подводным крейсерам Кайзера совершенно не мешало: 9 июня 1918 года у мыса Гаттерас «Ольденбург» остановила норвежское судно «Виндегган» с грузом из 70 тонн медных слитков. В Германии с медью была напряжёнка, так что слитки перегрузили на борт «Ольденбурга», а «норвежца» пустили на дно. Наряду с «Дойчландом», «Ольденбург» стала самой результативной из подводных крейсеров — на её счету 34 потопленных судна общим водоизмещением в 88 395 тонн.
Есть за подлодками этого типа и другие достижения. Например, U-157 Макса Валентинера поставила рекорд по длительности автономного плавания. Этот крейсер пробыл в море 139 суток. Помимо «Бремена» из всех лодок серии погибла только U-156, скорее всего, подорвалась на мине.
В целом опыт использования коммерческих подводных лодок негативным назвать нельзя. «Дойчланд» вполне окупила своё строительство. Но ущерб, нанесённый «крейсерами» торговому
флоту «союзников», гораздо выше, чем полученная от их коммерческих рейсов прибыль. Поэтому во Вторую мировую войну лодки хоть и возили грузы (причём не только немецкие, наши тоже
авиационный бензин в осаждённый Севастополь возили, рассказ «Держись старшина!» Леонида Соболева как раз об этом), но по большей части — топили чужие. Хотя... возможно, U-boot'ы XIV серии — знаменитые «дойные коровы», спроектированы с учётом опыта коммерческих подлодок типа «Дойчланд»...