Приднестровье впервые отпраздновало День отца. Этот праздник, по указу президента ПМР Вадима Красносельского, теперь будут отмечать каждое третье воскресенье октября. Он призван подчеркнуть особую роль мужчин в воспитании детей. А также напомнить, что именно отец – это защита и опора для ребёнка, образец мужественности и ответственности, крепости духа и стойкости характера.
Всё это конечно так, однако на практике, к сожалению, происходит совсем другое. В частности в Приднестровье уже много лет сохраняется довольно высокий уровень разводов. Так, в 2023 году на 2.076 браков пришлось 1.415 разводов, в 2022 году – 2.340 браков и 1.484 развода, в 2021 году – 1.797 браков и 1434 развода.
Казалось бы, причём тут брачные отношения женщины и мужчины. Ведь ребёнок – это их совместный, так сказать, проект. Поэтому супруги даже после развода заботятся о своих детях. Тем более что их к этому обязывает закон. Однако во многих случаях мужчина попросту самоустраняется не только от обязанности воспитывать ребёнка, но и содержать его. Как отмечает Уполномоченный по правам человека в ПМР Вячеслав Косинский, большая часть из поступивших к нему жалоб касалась именно вопросов, связанных с взысканием алиментов на содержание детей, определения места жительства детей и лишения родителей родительских прав.
А вот несколько цифр. В 2023 году в производстве городских и районных судов ПМР находилось 1.481 дело о расторжении брака супругов, 657 дел о взыскании алиментов на содержание детей и 214 дел о лишении родительских прав.
Об алиментах. Судебные исполнители в 2023 году вели 8.365 исполнительных производств о принудительном взыскании алиментов, что на 236 больше, чем в 2022 году. А в розыске находились 680 должников по алиментам.
При этом омбудсмен уточняет, что по вопросам взыскания алиментов на содержание детей в 80 процентах случаев обращаются женщины. При этом в 25 процентах случаев они воспитывают детей-инвалидов либо сами являются инвалидами. Картинка вырисовывается явно неприглядная. Несколько тысяч отцов в Приднестровье свели свою роль исключительно к биологическому участию в появлении ребёнка на свет, не считая нужным далее участвовать в жизни своего чада, хотя бы материально поддерживая его.
Уполномоченный также особо подчёркивает, что по действующему законодательству все вопросы относительно воспитания и образования детей, должны решаться родителями по их взаимному согласию. Однако после распада семей многие родители не считаются с интересами детей и конфликтуют между собой. Они пытаются ограничить общение детей с отдельно проживающим родителем, не выполняют решения суда об определении места жительства детей, вывозят их за пределы Приднестровья или не разрешают выезд за пределы республики даже в интересах ребёнка, например, на отдых. К сожалению, в таких случаях решение проблем чаще всего сопровождается скандалами, судебными тяжбами и жалобами в различные инстанции. Понятно, что интересы детей во всём этом остаются для обоих родителей где-то на обочине.
Конечно, государство по мере сил пытается защитить детей и обязать родителей ответственно выполнять свои роли. А также поддерживает неполные семьи и матерей-одиночек, пытаясь установить справедливость для всех сторон подобных ситуаций. Но не всегда получается. И крайними чаще всего остаются дети. Поскольку не только не получают в полной мере заботу и внимание отца, но и страдают в материальном плане.
В принципе самоустраниться от воспитания ребёнка могут и отцы, которые живут в семье. И делают это. По крайней мере такой вывод можно сделать, исходя из некоторых наблюдений. Например, на школьные собрания в основном приходят мамы. И в детских поликлиниках тоже в очередях в основном женщины. Возможно, это обусловлено определёнными стереотипами. Мол, мужчина – это добытчик, а дело женщины – растить детей. Однако в современном мире многое изменилось. И сегодня отцы всё чаще берут на себя ведение домашнего хозяйства и воспитания ребёнка. В некоторых странах мужчины даже всё чаще пользуются своим правом уйти в отпуск по уходу за ребёнком, если жена зарабатывает больше или более успешна в карьерном плане. В Приднестровье муж тоже может по трудовому законодательству получить такой отпуск, но пользуются этой возможностью редко, если не сказать, что вообще никогда. Впрочем, в Трудовом кодексе Приднестровья есть определённые пробелы, которые не учитывают роль мужчины в воспитании ребёнка. Взять, например, норму о работе в ночное время. По закону женщины, имеющие ребёнка в возрасте до 3 лет, могут привлекаться к ночной работе только с письменного согласия. А вот для мужчин это условие действует только если они воспитывают ребёнка в возрасте до 5 лет без супруги. А вот в нормах о привлечении к сверхурочной работе и работе в праздничные, выходные дни, о мужчинах, имеющих детей, вообще не упоминается – только о женщинах.
В целом приднестровских детей с раннего возраста окружают в основном женщины. Поскольку, опять же в силу определённых стереотипов, наше общество разделяет профессии на мужские и женские. И к женским как раз относят большую часть профессий, связанных с воспитанием детей. Это детские врачи, воспитатели детсадов, учителя в школах… В принципе, в старших классах школ и профессиональных учебных заведениях, а также в институтах, ситуация несколько меняется – там уже мужчин становится больше. И всё равно в образовательных и воспитательных сферах преобладают женщины. Может поэтому у наших мальчиков с детства формируется убеждение, что растить детей – это исключительно женская обязанность.
Впрочем, очень медленно, но ситуация всё же меняется. В Приднестровье всё чаще можно видеть молодых мужчин гуляющих с детьми, в том числе и с совсем маленькими, сопровождающих ребёнка к врачу или в школу. Так что, возможно, через какое-то количество времени приднестровские отцы наконец осознают свою важную роль в воспитании детей и начнут отдавать этому ничуть не меньше сил, чем женщины.