Причины, по которым будущие владельцы отдают предпочтение той или иной породе, часто далеки от рациональных. Мне трудно представить человека, который, выбирая собаку, на полном серьёзе садится и выписывает в столбик все «за» и «против», чтобы потом, вместо ротвейлера, о котором всегда мечтал, взять себе карликового пинчера. Чаще всего мы выбираем сердцем, а не разумом, то есть по эмоциям, которые возникают при взгляде на ту или иную собаку.
Семейные домашние собаки, живущих в развитых странах, давно перестали нести какую-то серьезную функциональную нагрузку. Современный мир сделал неактуальными большую часть важных собачьих качеств, тех, ради которых человек традиционно выводил этих животных. Сейчас владельцам не нужна выносливость, умение быть хорошим помощником на охоте или способность проявлять самоотверженность при охране жилища от непрошенных гостей. На первый план вышла эстетическая составляющая в сочетании со способностью адаптироваться к образу жизни конкретного индивидуума.
Нельзя оценивать, хорошо это или плохо: это просто по-человечески. Мы все больше хотим видеть рядом просто милых и комфортных собак, с которыми во всех отношениях приятно жить. Я не случайно написал «видеть», поскольку в сознании существа, получающего значительную часть информации об окружающем мире посредством зрения, внешний вид собаки играет совсем не последнюю роль - даже несмотря на то, что такой подход порой противоречит природной логике и элементарному здравому смыслу. Чтобы найти хороший пример, не надо далеко ходить.
Одна из самых ярких иллюстраций - взрывной рост популярности коротконосых собак, происходящий в последние годы. Бульдоги захватывают семьи. Статистика шокирует: всего за десять лет количество ежегодно регистрируемых Американским кеннел клубом французских бульдогов увеличилось в пять раз, а Британским - почти в десять, в результате чего эти породы вошли в первую десятку мирового рейтинга самых популярных собак. Ещё восемь брахицефалов, включая боксеров, кинг чарльз спаниелей, ши-тцу, бостонов, мастифов и мопсов, заняли места не ниже тридцатого.
По мнению психологов, нынешняя бульдожья революция не что иное, как одна из многочисленных социальных эпидемий, периодически возникающих в обществе. Объяснить их появление в контексте каких-то исключительных качеств собаки невозможно. В 1960-х годах на пике популярности были бобтейлы и ирландские сеттеры, о чем я уже рассказывал здесь. В середине 1970-х этот бум сменила мода на ротвейлеров, и их рекорд не побит до сих пор: тогда ежегодное количество регистраций щенков только в США подскочило с 1400 до 104000!
Однако сейчас специалисты бьют тревогу. Они говорят, что последствия этой эпидемии могут быть катастрофическими для собачьей популяции в целом, поскольку распространение бульдогоподобных собак способствует появлению на свет большого количества животных с невероятным числом генетических нарушений. Ветеринары настойчиво призывают отказаться от покупки бульдога в пользу другой собаки. Почему? Что не так с коротконосыми собаками?
Как показывает врачебная практика, многие из таких собак испытывают трудности с дыханием и страдают от наследственных заболеваний глаз, по причине которых каждый пятый брахицефал остро нуждается в операции с целью расширения ноздрей, резекции мягкого неба и решения проблем с веками. У каждой десятой собаки диагностируется синдром брахицефальной обструкции дыхательных путей, характеризующийся шумным дыханием, апноэ и повышенной температурой. Бульдогоподобные собаки очень восприимчивы к кожным заболеваниям из-за складок на морде и склонности к аллергии, а их средняя продолжительность жизни в полтора раза меньше, чем у длинномордых собратьев, и составляет чуть больше восьми лет.
Возможно, мопсы не самые здоровые из собак, французские бульдоги живут катастрофически мало, а будущих владельцев англичан вообще впору тестировать на знание ветеринарного дела. Но вы только посмотрите на бульдожиков, когда им один-два месяца от роду. Божечки, они же такие милые!
Необычный внешний вид - самое простое объяснение тому, почему призывы специалистов отказаться от покупки коротконосой собаки вряд ли будут услышаны. Феномен брахицефалов в том, что их чаще других выбирают именно из-за внешности. Полагаете, это заговор заводчиков, которые тщательно скрывают от широкой публики сведения об истинном положении дел в сфере здоровья своих животных? Ничего подобного. Как показывают опросы, чаще всего будущие владельцы прекрасно осведомлены о возможных проблемах коротконосых собак. Они берут щенков скорее не «благодаря», а «вопреки».
Удивительно, но среди тех, кто покупает щенка бульдога или мопса, преобладают люди, знающие, на что они идут. На словах или нет, однако они говорят, что готовы к трудностям, и их не смущает ни оплата услуг ветеринара, ни ограничения по продолжительности жизни, ни трудности, которые может испытывать пёс. Более того, есть данные, свидетельствующие о том, что именно необходимость заботиться о собаке делает связь с ней ещё сильнее.
Разумеется, есть и другие, те, кто попросту игнорируют очевидное. Несмотря на то, что почти половина коротконосых собак имеют клинически значимые проблемы с дыханием, их состояние оценивается многими владельцами как «очень хорошее». Ученые называют этот процесс «нормализацией»: люди осознают, что их собака дышит с большим трудом, но не видят в этом специфической проблемы. Они считают такое поведение нормальной, приемлемой, и даже милой особенностью породы, а свою собаку - гораздо более здоровой, чем большинство других.
Мотивированность будущих владельцев внешним видом щенков не повод для обвинений в легкомыслии или бездумном подходе к выбору собаки. По словам одного из исследователей современной «собачьей моды», владение брахицефальными собаками это очень сложное и неоднозначное явление, где с одной стороны - чрезвычайно сильные отношения между владельцами и их питомцами, а с другой - нереалистичные представления о хорошем здоровье, парадоксальным образом возникающие на фоне высокого уровня заболеваний у относительно молодых животных.
Это означает, что те, кто заводит короткомордых собак, делают это ради ощущения сильной эмоциональной связи, чаще всего ясно отдавая себе отчет в том, насколько недолгим будет век питомца. Как говорят владельцы, к примеру, французских бульдогов, эмоций при общении им хватает с избытком, пусть и в течение гораздо меньшего времени. Игнорирование или преуменьшение проблем со здоровьем в данном случае становится естественной психологической защитой, позволяющей оградить разум от болезненных мыслей о страданиях и скором уходе любимого животного.
Но остается открытым вопрос, что такое есть в короткомордых собаках, почему их внешность заставляет разум людей отключаться и забывать про рациональность?
Природа так устроила, что определенные стимулы вызывают у высокоразвитых животных определенную гормональную реакцию, тем самым подталкивая их к выполнению некоей последовательности действий. Любовь, ненависть, страх, сексуальное влечение – везде присутствует мощная гормональная составляющая. Гормоны настолько важны, что экстремалы от науки вообще считают их чуть ли не главной движущей силой наших чувств.
Людям приятно думать, будто отношения это больше про эзотерику, чем про химию. Тем не менее, многие наверняка слышали о том, насколько важную роль в процессе взаимодействия человека и собаки играет гормон окситоцин, который ещё называют «гормоном любви». Разумеется, называют неспроста - как показывают исследования, достаточно поймать глазами взгляд любимой собаки, чтобы в кровь мгновенно выплеснулась здоровенная порция окситоцина, вызывая бурю положительных эмоций.
Однако не все знают, что первая и главная функция окситоцина - активировать стремление родителей заботиться о младенце. Триггером, запускающим выброс этого гормона, является лицо новорожденного, точнее - уникальные пропорции младенческого лица, резко отличающиеся от пропорций взрослого. Тот, кто имел счастье держать на руках своего новорожденного ребенка, понимает, о чем речь. Рост уровня окситоцина при взгляде на лицо новорожденного происходит у обоих родителей, но мама по понятным причинам подвержена его влиянию сильнее папы.
Теперь задумайтесь: округлая форма лица, большие глаза, крохотный носик над небольшим ртом. Ничего не напоминает? Современные данные дают основания полагать, что «эффект детского лица» вполне может быть тем фактором, который определяет рост популярности собак короткомордых пород.
Внешность домашних собак от поколения к поколению становилась - и с большой вероятностью можно предположить, что продолжает становиться - всё более «антропоморфной». Эта трансформация связана с неосознанным стремлением человека отбирать и отправлять в разведение тех животных, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик. Дальше всего в этом плане зашли селекционеры, выводившие брахицефалов.
Посмотрите на современных французских бульдогов или мопсов: их мордашки по пропорциям похожи на лицо маленького ребёнка больше, чем многие другие собаки. Такая внешность не просто «нравится» человеку. По всей видимости, за счет мощного влияния окситоцина, способствующего формированию у человека сильной эмоциональной связи с собакой, младенческое лицо бульдожки включает в глубинах человеческого разума вполне взрослый инстинкт заботы.
Разумеется, это происходит не с каждым. Вероятность попасть под пресс бульдожьего обаяния выше всего у настроенного индивидуума, который условно «готов» к тому, чтобы собака в определенном смысле заняла в сердце место, предназначенное для ребенка. Но тех, кого хоть немного зацепил бульдог, окончательно добивает своеобразное строение его глаз. Особенности физиологии брахицефалов приводят к формированию с ними совершенно особого зрительного контакта - человеку кажется, что с такой собакой будет легче взаимодействовать.
Проще говоря, взгляд курносой собаки больше похож на человеческий. Это связано с тем, что в глазах длинноголовых и короткоголовых собак зрительные клетки с высокой остротой зрения распределены по-разному. У собак с короткой мордой их плотность в центре поля зрения значительно выше, чем на периферии, из-за чего они могут лучше фокусировать свое внимание на объектах, которые расположены прямо перед ними, то есть там, где находится человек, пытающийся общаться. В результате взгляд выглядит более внимательным, а это воспринимается человеческим мозгом как сигнал уважения.
Получается, что рецепт популярности коротконосых собак довольно прост: побольше химии, немного психологии и толика самообмана. Бульдоги оказались в нужное время и в нужном месте, когда уставший от одиночества соцсетей человек захотел увидеть рядом с собой по-настоящему родное существо. Пусть и не совсем человеческого вида - но кому какая разница? Если при взгляде в эти глаза сердце наполняется теплом, большего ведь и не надо.
Любите своих собак. А с остальным мы обязательно разберемся.
***
Меня зовут Александр Смирнов, я кинолог и дипломированный клинический психолог. Пишу о собаках то, что они хотели бы сказать нам сами. Обучаю, помогаю с воспитанием. Нужна консультация? Мой телефон +7 (921) 921 09 11 – звоните, пишите в Вотсапп, я всегда на связи.