В 80-х годах прошлого столетия на вооружение Советской Армии был принят комплекс встроенной динамической защиты «Контакт-5», который и по сей день является непременным атрибутом многих
танков на постсоветском пространстве и не только.
Комплекс этот весьма надежный в эксплуатации, да ещё и универсален, поскольку работает не только против кумулятивных средств поражения, но и снижает пробиваемость подкалиберных боеприпасов. Однако есть у него один существенный недостаток, связанный с высоким риском массовой детонации секций при попадании всего одного кумулятивного снаряда в лоб корпуса танка.
О том, из-за чего это происходит, мы и поговорим в данном материале.
Суть проблемы
Если говорить в целом, то динамическая защита, основанная на взрывном метании металлических пластин – это, конечно, не пассивная броня. Всё-таки наличие большого количества взрывчатки и далеко не монолитные крепления сами собой подразумевают её сравнительно невысокую живучесть. И здесь в качестве примера можно привести старенький «Контакт» («Контакт-1»), блоки которого с лёгкостью разлетаются под воздействием взрыва снаряда, оголяя защищаемые поверхности.
Но «Контакт-5» – штука более совершенная, поскольку элементы динамической защиты (ЭДЗ), состоящие из двух тонких метаемых пластин и прослойки взрывчатого вещества между ними, помещаются на верхней лобовой детали корпуса танка в специальные секции, изолированные друг от друга перегородками.
Схема установки динамической защиты на верхней лобовой детали корпуса танков типа Т-72
Сверху секции закрываются толстыми стальными крышками (например, на Т-80У толщина крышек составляет 16 мм), которые защищают ЭДЗ от физических воздействий, в том числе от пуль и осколков, и одновременно служат своеобразными детонаторами, вызывающими подрыв взрывчатки в элементах динамической защиты при ударе подкалиберного снаряда. О последнем, к слову, мы писали более подробно вот здесь.
В общем, конструкция весьма надёжная и, кажется, от любого чиха самоуничтожиться путём массовой детонации не должна. Но инциденты такие бывают.
Из-за чего это происходит?
Скажем сразу, что спровоцировать подобный эффект любым снарядом невозможно – ни подкалиберные снаряды, ни управляемые ракеты, ни гранаты такое воздействие оказать не могут. Могут только кумулятивные снаряды танковых пушек и артиллерийских орудий при попадании в верхние секции «Контакта-5», по высоте расположенные ближе к уровню смотровых приборов механика-водителя.
Результат детонации секций «Контакта-5» после попадания снаряда. Скорее всего, столь массовый снос получился в том числе за счёт некачественных сварных швов перегородок, но картина в общем ясна. Фотография взята из блога А. Тарасенко
Иными словами, должно произойти сочетание сразу нескольких обстоятельств, которые в реальных боевых условиях намеренно соблюсти довольно сложно – т. е. речь идёт фактически о случайности. Но если уж случайность, что называется, случилась – происходит большой «бабах».
Дело в том, что кумулятивные снаряды для ствольных систем обладают довольно толстыми стенками – иначе они бы разрушались ещё внутри ствола в момент выстрела. А стенки эти дают довольно много массивных осколков, которые под действием взрыва кумулятивного заряда приобретают высокую скорость полёта.
При этом специфика образования осколочного поля кумулятивных боеприпасов такова, что разлёт их осколков происходит не во все стороны, как это происходит в случае с осколочно-фугасными боеприпасами, а преимущественно конусом – вдоль оси «кумулятива».
Направление осколочного потока при попадании кумулятивного снаряда по динамической защите. Как видно из рисунка, оно практически перпендикулярно наклонной поверхности. 1 – элементы динамической защиты, 2 – экран, 3 – направление осколков, 4 – кумулятивный снаряд, 5 – основная броня.
Это приводит к тому, что часть осколков при попадании снаряда в лоб корпуса танка двигается практически перпендикулярно ему и с лёгкостью пробивает стальные крышки расположенных ниже секций, вызывая детонацию находящихся там ЭДЗ со взрывчаткой. Как результат: взрывается не только та секция, куда влетел снаряд, но и некоторое количество нижних.
Конечно, существенного вреда танку этот эффект не наносит, однако серьёзно ослабляет его защищённость – взорванные секции, что логично, работать уже не могут.
Решение, которое внедрили не везде
Нельзя сказать, что данная проблема «Контакта-5» вылезла внезапно и стала каким-то грандиозным открытием. Во всяком случае, знали о ней и испытатели, и разработчики. Да и специализированная техническая литература, распространявшаяся во времена СССР только среди специалистов и носившая гриф «Секретно», тоже пестрила подобными заключениями.
Например, в далёком 1987 году в журнале «Вестник бронетанковой техники» была опубликована статья, касающаяся данной уязвимости динамической защиты. Правда, речь в ней шла о навесной ДЗ типа «Контакт», страдающей подобной уязвимостью, но выводы там были правильные – динамическую защиту нужно прикрывать противоосколочными экранами, желательно комбинированными, дабы исключить её массовую детонацию.
Также косвенно этой темы касались публикации, рассматривающие механизм детонации универсальной динамической защиты при попадании подкалиберного снаряда. В рамках тех исследований было доказано, что размещение даже деревянного бруска небольшой толщины под крышкой секции ДЗ напрочь исключает её детонацию от осколочного потока.
Дополнительное экранирование нижних секций динамической защиты на танках типа Т-80У/УД
Однако в реальности озаботились этим вопросом только на танках типа Т-80У и Т-80УД. На их верхних лобовых деталях корпусов нижние секции «Контакта-5», помимо стандартных стальных крышек, оснащены дополнительными экранами в виде металлических пластин и прослойки из менее плотного материала – текстолита или, возможно, резины.
На других серийных танках, оснащённых «Контактом-5», ничего при СССР сделано не было. Почему?
Вопрос, наверное, риторический. Возможно, посчитали, что явление детонации динамической защиты от осколков снаряда довольно редкое и потому статистически незначимое. Тут уж остаётся надеяться, что отечественные конструкторы когда-то обратят внимание на этот изъян – в последнее время они в этом деле радуют, исправляя множество «косяков», доставшихся танкам после распада Советского Союза.
Источники:
Е. В. Маркачев, Д. А. Рототаев, В. Д. Чублров. Возбуждение детонации ВВ в составе динамической защиты при воздействии бронебойного подкалиберного снаряда / Е. В. Маркачев, Д. А. Рототаев, В. Д. Чублров // Вестник бронетанковой техники. – 1991. – № 1.
Е. В. Кирющенко, Д. А. Рототаев, Е. В. Сорокин и др. Живучесть навесной динамической защиты / Е. В. Кирющенко, Д. А. Рототаев, Е. В. Сорокин и др. // Вестник бронетанковой техники. – 1987. – № 7.