Ранее Business FM рассказывала о схеме, по которой работали мошенники: они оформляли кредиты на машины в Казахстане и продавали их в России гражданам, которые не подозревали, что автомобиль находится в залоге у банка. Пару дней назад нашли 800 потенциальных жертв, и число продолжает расти
Около тысячи россиян пострадали от мошеннической схемы ввоза машин через Казахстан. Схема работала так: злоумышленники предлагали гражданам Казахстана легкий заработок: они должны были оформить на себя автокредит за вознаграждение. В перерасчете на рубли — около 400 тысяч.
Первый взнос за машину брали на себя мошенники, далее, по легенде, автомобиль уходил в таксопарк или в сервис аренды и, работая там, сам себя окупал. То есть с доходов, полученных от использования машины, гасился взятый на нее кредит.
Далее, опять же по легенде, когда кредит полностью погашался, владелец авто должен был просто переоформить машину на таксопарк, или мог выкупить ее у парка с хорошей скидкой. То есть гражданин Казахстана либо просто получал 400 тысяч рублей за то, что взял на себя кредит, который гасился бы сам, а он бы просто забыл про эту историю, либо ему в конце еще и предлагалась машина по цене ниже рынка.
Многие согласились. На деле же, ни в каких такси эти машины не работали. Их тут же прямо в пленке отправляли в Россию по поддельным документам. Мошенники же переставали платить по кредитам. За некоторые машины было сделано всего пару платежей. Банки пошли к заемщикам, те начинали выяснять, что и как, и понимали, что их обманули. Они начали писать заявления об угонах и так далее. Все это занимало довольно много времени.
А параллельно в России эти машины покупали обычные люди, которые вообще ничего не подозревали. В российских салонах им предлагали новые машины с электронными ПТС, эти автомобили без проблем ставили на учет в ГАИ, некоторые даже не по одному разу. За год несколько машин были перепроданы по нескольку раз.
Когда в Казахстане поняли, что имеют дело с такой схемой, и жертв там становилось все больше и больше, все эти истории казахстанские правоохранители объединили в одно уголовное дело, и машины оказались в международном розыске. И вот уже тогда владельцы таких машин в России начали узнавать неприятные новости при попытках провести какие-то регистрационные действия с автомобилем. Кто-то при попытке снять с учета, кто-то при попытке поставить, кто-то просто менял фамилию в документах. И тут: «ваша машина в залоге у банка в Казахстане». И теперь неизвестно, что будет с такими машинами и их российскими владельцами, рассказывает руководитель экспертного центра «Автокриминалист» Максим Шелков, который одним из первых в России узнал о существовании этой схемы:
Максим Шелков руководитель экспертного центра «Автокриминалист» «По каждому автомобилю дело будет рассматриваться отдельно. Какие-то автомобили на сегодняшний день задержаны, находятся на территории отделов полиции России. Какие-то автомобили уже передаются в Казахстан инициатору розыска. Какие-то автомобили передаются покупателям в России под расписку, чтобы автомобиль никуда не передавался на хранение. И каждый случай по любой машине, в том числе и любой машине, которая проходит по уголовному делу, рассматривается не один, не два дня. Все это может затянуться на несколько месяцев, может затянуться на несколько лет, и решения могут быть абсолютно разные. Какие-то машины возвращают одному владельцу, какие-то другому в Казахстан. Сейчас пойдут массовые иски в суды. Люди будут судиться в России с автосалонами или с частными продавцами, у которых они эти машины покупали. Автосалоны, в свою очередь, будут пытаться найти какие-то очаги воздействия на своих поставщиков, на те компании, которые им предоставляли эти автомобили на реализацию либо на выкуп. Поэтому все это дело будет идти довольно долго, и в каждом отдельном случае результат непредсказуемый».
Почему в России эти машины легко ставились на учет — понятно. Единой базы по объектам залога у России и Казахстана нет, и наша ГАИ не может узнать, кредитная ли машина ввезена из соседней страны или нет. И никакой ответственности регистрирующие органы в России в данном случае не несут, говорит автоюрист Лев Воропаев:
Лев Воропаев автоюрист «В этой ситуации ни таможенный орган, ни МВД в лице ГАИ, скорее всего, отвечать не будут, потому что они проверяют текущую информацию по тому или иному автомобилю. То есть на момент постановки на учет в Российской Федерации не значилось, что он находится в розыске, либо иные какие-то ограничения на него были наложены. Аналогичным образом и таможенный орган действует. Он получает информацию по ввезенным автомобилям и берет таможенные сборы как с ввезенного товара. У них нет информации по поводу того, что есть какие-то ограничения в третьих государствах. Если собственник автомобиля ввез этот автомобиль, он должен платить соответствующие таможенные сборы и пошлины, и все. И таможенный орган больше ничего не интересует, поэтому в этой ситуации обращаться с какими-либо требованиями к МВД в лице госавтоинспекции либо к таможенным органам никакого смысла нет».
В этой истории еще много темных пятен: по каким именно подложным документами машины ввозились в РФ, как их удавалось вывезти из Казахстана, с учетом того, что они в залоге, да и все ли пострадавшие в Казахстане являются пострадавшими, а не соучастниками преступления? Во всем этом предстоит разобраться казахстанским правоохранителям. А у россиян, желающих купить машину, — плюс одна фобия.