Появившись на Нижнебульварной улице, на площадке над Доном, в 1967 году, этот ресторан быстро завевал признание ростовчан и гостей города. Он стал одним из самых дорогих заведений. И к тому же единственным работавшим до полуночи. Не будет преувеличением сказать, что «Балканы» приобрели известность далеко за пределами Ростова и области, став, таким образом, своеобразной визитной карточкой донской столицы.
Однако с распадом Союза и социалистической системы для «Балкан», чья болгарская кухня как бы напоминала о братской дружбе Ростова с этой, как казалось тогда, близкой и верной балканской страной – союзником СССР и России, настали тяжелые времена. Синхронно с ослаблением и распадом советско-болгарских связей ветшали и хирели «Балканы». Одно здесь был устроен склад сантехники. Но по большей части, здание закрывшегося в 90-е годы ресторана простаивало пустым и быстро пришло в тот плачевный вид, который имеет сегодня. Выросли целые поколения молодых ростовчан, которые никогда не видели великолепия прежних «Балкан». Того, о чем какое-то время еще напоминали яркие тематические мозаики, украшавшие ресторанные залы. Но мозаики гибли одна за другой в пожарах и под натиском стихии.
Силами активистов фестиваля «Том Сойер Фест» удалось сохранить лишь одну из таких мозаик. Почти два года назад ее отправили на реставрацию, которая продолжается и поныне. Восстановить панно высотой более 3 и шириной более 6 метров – дело непростое и дорогостоящее. По некоторым данным, стоимость реставрации превышает 370 тыс. рублей. Восстановленную мозаику планируется установить на одном из мест в городе. Но где именно – нока неясно.
Одна из уникальных мозаик "Балкан", спасенная ростовскими активистами, сейчас находится на реставрации. Источник фото: "Коммерсантъ".
Так же неясна и судьба места, которое более полувека занимали «Балканы». То, что руины необходимо убирать, – очевидно. Но что здесь будет построено по окончании сноса? Поговаривают, что очередной высотный «человейник». Если так, то он едва ли сможет украсить этот живописный уголок южной столицы, располагавший уникальной смотровой площадкой, с которой можно было любоваться задонскими далями. Да и будут ли видны эти самые дали, если осуществятся нынешние мечтания «отцов города» и Левобережье, близ гребного канала, застроят 45-этажными «чертовыми пальцами»?