5 октября, в День учителя, известные артисты и телеведущие поделились со «СтарХитом» воспоминаниями о школьных годах и педагогах.
5 октября, в День учителя, известные артисты и телеведущие поделились со «СтарХитом» воспоминаниями о школьных годах и педагогах.
— Я училась в двух школах: сперва в № 31 на Тверском бульваре, потом в № 1113 с театральным и музыкальным уклоном, которую окончили многие артисты. В первой школе дела у меня, так скажем, сложились не очень, и я ушла. А во второй я по-настоящему обрела педагогов с большой буквы. В первую очередь это моя классная руководительница Наталья Борисовна Ключевская, которая преподавала литературу и русский язык, и Марк Миронович — замечательный учитель истории. Наталью Борисовну я вспоминаю с большой теплотой, потому что каждый наш урок был маленьким спектаклем: мы много спорили, обсуждали литературные произведения. Она призывала нас высказывать свое мнение. Мы разыгрывали разные кусочки из произведений, читали по ролям, если это были пьесы. Это развивало в нас творческий дух, и нам не хотелось, чтобы урок заканчивался. Наталья Борисовна очень любила детей и дело, которым занималась. С огромной радостью шли к ней на занятия.
Марк Миронович уже на тот момент был человеком с большим багажом знаний. Он очень интересно рассказывал. Несмотря на то, что история в целом — это предмет про зубрежку дат и последовательность событий, не всегда веселый и захватывающий, но он умел так увлечь им, что мы не могли наслушаться и оторваться. Я любила литературу, историю и английский язык. Во второй школе к этим предметам добавились еще история театра, история музыки и мировая художественная культура. Вообще, я была больше гуманитарием, технические сложные науки мне давались с большим трудом. Когда еще училась в школе №31, очень боялась химию — была слаба в этом предмете.. Однажды нам предстояла контрольная. Я так сильно не хотела на нее идти, что решила помыть голову, открыть окно (была зима!) и заболеть. Мой организм меня не поддержал в этой затее, и я так и не смогла заболеть и пропустить контрольную… Спасибо моим родителям, которые всегда меня поддерживали и хотели, чтобы я все-таки ушла в творчество, поэтому особо меня никогда не ругали за оценки.
— В школе я обожал труд, который преподавал наш учитель Анатолий Исаакович. Помню, как он вытачивал на станке какие-то деревянные детальки, поделки из оргстекла. Я и сейчас люблю делать что-либо своими руками. Еще в школе, на занятиях в УПК (учебно-производственном комплексе), обучился на автослесаря 2-го разряда и в 14 лет полностью перебрал папин «Запорожец», который был не на ходу: двигатель, коробку передач, полностью разобрал-собрал и поменял поршневую систему — все заработало! Я был обыкновенным учеником, любил гонять с ребятами во дворе в футбол и совершенно не собирался быть актером, даже намека на это не было до 8-го класса. Но его величество случай поменял мою жизнь на 180 градусов. Учительница по литературе попросила прочитать стихотворение на школьном конкурсе, пообещав поставить мне в четверти вместо «тройки» «четверку». Такая перспектива меня обрадовала, но была сложность: нужно было знать стих, так как конкурс проходил в этот же день, а времени учить не было. Я очень хорошо знал стихи Агнии Барто. Прибежал в актовый зал, шутя, прочитал детский стишок про лягушек и уже собирался было идти домой, как меня вызвали на награждение. Объявили, что я победитель и должен теперь представлять нашу школу на районном конкурсе чтецов. Уточнив, а точно ли будет у меня «четверка» по литературе, я согласился. Учить новый стих не стал, прочитал тот же самый и… опять занял первое место! Впереди был городской конкурс.
Директор школы предложил мне в помощь выпускника нашей школы, который уже стал актером и работал в Театре Маяковского. Это был Миша Горевой. Мне предлагали выучить отрывок из пьесы «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана, но монологи в стихах несчастного влюбленного, да еще с большим и уродливым носом не отозвались в моем сердце. Гораздо ближе был забавный Конек-Горбунок, Гаврош, размахивающий пистолетом, и Дмитрий из рассказа Чехова, которого оглоблей по голове стукнули. Мог ли я тогда предположить, что спустя 35 лет сыграю Сирано Де Бержерака в одной из лучших театральных постановок страны, да еще и в своем собственном театре. Эта роль станет для меня самой сложной и самой любимой. В общем, выучил я тогда отрывки из Чехова, Пушкина, Достоевского и Крылова и поехал покорять московских судей. Председателем жюри была актриса Ия Савина. Прочитав все выученное, в какой-то момент я осознал, что это фиаско! И под конец я опять продекламировал то самое детское стихотворение про лягушек. Успех и первое место! Именно в тот момент я осознал, что хочу и дальше читать стихи и быть в центре внимания зрителей и слушателей. Так что именно школа стала отправной точкой в становлении меня как актера.
— Любимых учителей у меня не было. Я сменила семь школ и из-за большого количества тренировок много уроков пропускала. Но была хорошисткой и все сдавала вовремя. Что-то учила в дороге, иногда импровизировала… Участие в школьных концертах, кстати, тоже выручало. Пожалуй, самое сложное во всем этом было то, что я меняла школы и каждый раз это становилось большим стрессом До сих пор удивляемся с мамой, как я все успевала, ведь везде передвигались на общественном транспорте. 10-й и 11-й класс я оканчивала экстерном, чтобы поступить в Театральный институт имени Щукина на курс Шлыкова.
— Больше всего, на мой взгляд, запоминаются учителя, которые брали на себя так называемое классное руководство. У меня в Ростове-на-Дону в средней школе №96 была потрясающий педагог — преподаватель математики. Звали ее Мария Васильевна — ну просто классика жанра! Она уделяла нам очень много внимания, и с ней я фактически могла советоваться так, как девочка может советоваться со своей мамой. Она с просветительской целью устраивала встречи-чаепития отдельно для мальчиков и отдельно для девочек, где рассказывала, как следить за собой, что уместно в нашем возрасте, как одеваться и себя подавать, общаться и вести себя в общественных местах и так далее.
Сейчас я бы назвала это просветительской деятельностью. Ценно, что она занималась нами не только в рамках учебного времени, но и за пределами школы уделяла нам свое личное время. Мы с классом много путешествовали по Ростовской области, выезжали на экскурсии, посещали музеи, театры, даже вместе праздновали дни рождения, проводили танцевальные вечера, и все это Мария Васильевна организовывала для нас сама. Мы отвечали ей взаимностью. Когда она лежала в больнице — у нее была какая-то незначительная операция, то мы всем классом приходили ее навещали, я ей даже принесла банку малинового варенья, которое сварила сама. Очень теплые и сердечные воспоминания от школьных лет и моих учителей.
— С 5-й и по 11-й класс моим любимым педагогом была учитель математики Елена Витальевна Балуева. Именно благодаря ей я любила математику, могла часами решать уравнения, задачи и не уставала от этого никогда. Она очень хороший человек и замечательный педагог, которого я по сей день вспоминаю добрыми словами, хотя мы не виделись с того момента, как я окончила школу. Помню, как однажды на уроке она сказала, что на выпускном мы все увидимся последний раз и больше никогда в жизни не соберемся в таком составе. Ни на одной встрече выпускников не будет такого состава, поэтому запомните этот день, он у вас единственный в жизни. Мы, конечно же, были глупые, неопытные птенчики и всегда говорили: «Да что вы, Елена Витальевна, мы соберемся. Мы же такие дружные, такие молодцы. Так друг друга любим. Мы вот возьмем и соберемся». И за много много лет ни разу в таком составе не собрались. А жаль …
— Главными учителями для меня стали педагоги института имени Щепкина, особенно наш мастер Виктор Иванович Коршунов. Нас учили думать, задавать и отвечать на вопросы, быть честными. На самом деле невозможно коротко перечислить все то, что они заложили в нас. Это огромная школа жизни и мастерства, за которую я бесконечно им благодарна. Они в первую очередь растили в нас людей и личностей, а уже потом артистов.
Есть одна фраза, которую мне сказала мой педагог Наталья Алексеевна Петрова: как бы ни было темно внутри и снаружи — ищи светлое, не сдавайся. Ищи. Увидев — вцепись глазами и иди в ту сторону. Будет трудно, будут хватать за руки, за ноги, а ты не сдавайся и иди к этому светлому и не выпускай из поля зрения эту точку. Не предавай себя. И постепенно идти станет легче, и светлое станет больше и ярче. Это и есть ты и твой путь. Надо быть смелым и идти своим путем.