В советской юности сегодняшних старших поколений советы о счастье в семье часто сводились к… взаимоуважению и равноправию в быту. Действительно, на производстве вклад мужчин и женщин был симметричен, а быт – тяжёл, поэтому нагрузки в целом оказывались неравномерны. Сегодня в домах всё много проще, а претензий к семье – больше. Согласно статистике, на десять браков приходится примерно семь разводов, а в ряде регионов число разрушенных семей почти совпадает с количеством заключенных за тот же период супружеских союзов. Почему? Чего нам не хватает сегодня? Об этом зашел разговор с протоиереем Сергием Рыбаковым (Рязанская епархия).
Батюшка, за всю историю человечества каких только моделей отношений мужчины и женщины не существовало – от пресловутой околомарксистской теории стакана воды до спартанских общин с общими жёнами и детьми. Какая семья, на ваш взгляд, соответствует потребностям современного человека?
– Заблудшее, отступившее от Бога человечество строит свои модели, нарушая заповеди Божии и устремляясь к деградации и дегенерации. И для древнего, и для современного человечества есть только одна модель, установленная Богом: патриархальная моногамная семья, где муж – патриарх малой церкви, жена – помощница ему, дети – послушники.
Семья начинается с заключения брака, после которого жених и невеста становятся мужем и женой. Формы заключения брака различны в разных странах и у разных народов, но Бог признаёт такой брак законным, что видно из разговора Христа с самарянкой: «Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4. 16–18). Самарянка не находится в законном браке с мужчиной, с которым проживает, Церковь именует такие отношения блудным сожительством. Но зарегистрированный государством брак Церковь признаёт законным.
Ещё один насущный вопрос в современном обществе – это вопрос о разводах. Ищем ответ в Евангелии: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19. 3–7). И далее: «Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует» (Мф. 19. 9).
Таким образом, для православных людей заданы чёткие и абсолютные рамки для создания семьи и пребывания в семейных узах. А далее начинается общий путь супругов ко спасению души в вечности и взаимной помощи в трудах и в воспитании детей в процессе земной жизни.
Какие потребности человека помогает закрыть семейная жизнь – социальные, экономические, духовные, педагогические?
– Нам, православным людям, почаще надо читать Священное Писание, дающее ответы на все вопросы. Вопрос о потребностях – это в духе века сего, осталось только пирамиду Маслоу нарисовать (теория американского психолога А. Маслоу об иерархии человеческих потребностей. – прим.).
А Священное Писание говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6. 33). О семье прекрасно всё описал апостол Павел: «Но, [во избежание] блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» (1 Кор. 7. 2–4). И далее читаем: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но, если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, если же разведётся, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены [своей]» (1 Кор. 7. 8–11).
Семейная жизнь – это школа любви и ответственности. Когда об этом забывают, то семья распадается.
В советское время общественный интерес жёстко превалировал над частным, личным. Семья должна была быть, но как-то «сбоку», не мешая производственным показателям, экономике. Если беременность мешала карьере, науке или чему-то ещё высокому и важному, вопрос даже и не возникал. Как вам тот лозунг «семья – это ячейка общества»?
– В советское время основополагающие принципы жизни определялись из учений Маркса–Энгельса–Ленина. В этих учениях семья рассматривалась как промежуточный институт между полигамией первобытного общества и полигамией общества коммунистического. Поскольку основной целью было строительство коммунизма с реализацией принципа «от каждого по способностям – каждому по потребностям», то необходимо было достичь таких производительных сил, которые бы могли это обеспечить. Удовлетворение всех потребностей автоматически устраняло частную собственность и необходимость передачи этой собственности по наследству.
Путь к такому «земному раю» лежал через социализм, с принципом «от каждого по способностям – каждому по труду». Труд объявлялся средством строительства коммунизма, а институт семьи был необходимым элементом трудового воспитания и экономической ячейкой общества. Приоритет интересов государства над интересами личности при этом сохранялся, были и попытки упразднить частную собственность. Однако институт семьи не может существовать без института собственности, что весьма чётко сформулировал и обосновал философ И. Ильин.
Семья как институт в Советском Союзе была необходима, собственно, в период войны и послевоенного строительства, а также в условиях противостояния с Западом. Но как только началось послабление и советское общество перестало чувствовать себя в условиях военного лагеря, семья перестала рассматриваться как ценность, началось формирование потребительского общества. Уже в 70-е годы увеличивается число разводов и абортов.
Это стало причиной разрушения семейных уз и сгенерировало кризис института семьи. Дети перестали слушаться родителей, исполняя пятую заповедь, поскольку родители перестали быть образцом верности и ответственности, но стали демонстрировать жизнь по страстям. Принцип получения максимальных земных благ и удовольствий в условиях десакрализации семейных отношений привёл к катастрофическим последствиям, которые мы теперь пытаемся как-то преодолеть.
А что вы можете сказать сегодня о крепости и правильности семейных отношений между поколениями, учитывая, что старшие поколения в больших семьях – это продукт социализма, а молодые родители росли уже в смутные 90-е и при капитализме?
– Здесь сразу можно сказать, что вопрос не только и даже не столько в том, что поколения являются представителями разных эпох. Смена эпох сейчас столь стремительна, что и молодые люди сильно отличаются друг от друга в интервале порядка дести-двенадцати лет. Дело в том, что идёт катастрофический процесс распада, вызванный безблагодатностью безбожного бытия. Нет того духа, который бы объединял поколения, содействовал взаимопониманию, любви и заботливости. Цифровая цивилизация, предлагая каждому своё место у пирога удовольствий, содействует разобщению людей, позволяя каждому сотворить свой собственный виртуальный мирок. Идея коммунистического ли, капиталистического ли (в общем плане – земного) потребительского рая никуда не исчезла.
Однако нынешнее сложное время вносит свои коррективы. Милость Божья открывает нам путь сплочения против врага рода человеческого, более всего проявленного на Западе. Добровольческое движение и фронтовое братство, дающие людям чувство причастности к чему-то великому, к своей истории, к своей культуре, к вере отцов, – это то, что сейчас действует вопреки атомизации и разобщению. Укрепи нас, Господи, в противостоянии супостату и подаждь нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви!
В советской педагогике одной из задач школьного образования была подготовка к семейной жизни. При этом речь шла, скорее, о функциональной грамотности: сварить борщ, сколотить табуретку, иногда организовывались медицинские лектории. Может ли современная система образования помогать молодым людям формировать правильные представления и навыки?
– Педагогика при социализме предполагала наличие семьи и домашнего хозяйства, к чему и готовила молодое поколение. И это хорошо, правильно. Но она исходила, и не могла не исходить, из тех парадигм, которые задавались целью строительства земного рая. Земной рай предполагает минимум физического труда, поскольку всё можно купить, заказать и средствами быстрой доставки получить у себя дома.
Тематика социализации в быту стала меняться и с учётом новых технических реальностей (появление современных посудомоечных и стиральных машин и прочей автоматики, вплоть до «умного дома»). Поэтому полезные навыки трудового воспитания с дифференциацией для мальчиков и девочек, существовавшие в советской школе в совокупности со всей системой трудового воспитания, в постсоветский период были упразднены.
Сейчас в полной мере проявляется утверждение бывшего министра образования А. Фурсенко о том, что задача современного образования – взрастить квалифицированного потребителя, а не человека-творца, как было в советское время. Нынешнее образование навязано нам теми же западными властителями, очень отчётливо, открыто показавшими в последнее время своё истинное, демоническое лицо. Отстоять существование и независимость нашего государства – единственное средство обретения суверенитета и в сфере образования. А пока наша система образования, к сожалению, находится в глубочайшем кризисе, раздавлена катастрофическими процессами, связанными с полной мировоззренческой дезориентацией.
Такой же подход может быть заложен и в затеваемый курс «Семьеведение», если только не будут применяться труды православных учёных в этой области. Например, у нас есть апробированные разработки по семьеведению – это замечательный курс «Нравственные основы семейной жизни», который показал очень хорошие результаты в нескольких регионах. Дай Бог, чтобы при той поддержке, которая исходит от неравнодушных людей в высоких кабинетах власти, эти и другие полезные разработки получили своё место и не были отвергнуты. Многое здесь зависит и от реакции корпуса педагогических работников, от их понимания, что речь идёт об очень важном вопросе: быть или не быть нашему народу, стране, государству.
Из каких слагаемых должна складываться подготовленность к семейной жизни?
– Думаю, очень полезным в семье будет навык анализа собственных ошибок, сформировавшийся на основе регулярной исповеди. Понимание того, что как мы просим Господа помиловать нас, грешных, так и мы должны учиться прощать наших близких. Готовность к тому, чтобы, учитывая собственный статус в семье, показывать пример, как бороться с грехами, и помогать в этом всем, кого Бог доверил нашему попечению.
В деле подготовки к семейной жизни, очевидно, будут полезны знания возрастных особенностей детей, подростков и юношества и те указания, которые нам оставили самые глубокие психологи и антропологи – наши святые отцы. И что касается отношений в семье и воспитания – важен отказ от превращения ребёнка в идола, это подразумевает нераздельные между собой требовательность, строгость и любовь к детям. К слову сказать, многодетным семьям в этом плане гораздо легче.
Батюшка, на свадьбах всем молодым желают счастья. Но сегодня счастье воспринимается многими как «вкусно, красиво, много». Возможно ли счастье в православной семье, которая понимает всё коварство ставки на потребление? От человека, тем более семейного, требуется так много самоограничения, смирения...
– Счастье – это соучастие в Священном Предании, семейное счастье – состояние в семье, при котором возглас «возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» объединяет всё семейство. А здесь и про смирение, и про радость, и про любовь, и про самопожертвование, и про труд, и про красоту. И про молитву.
В чём смысл семьи?
– Смысл семьи в том, чтобы каждый член семьи научился видеть себя звеном в цепи поколений и, чувствуя свою ответственность перед предками и потомками, возлюбил ближнего своего как самого себя и возлюбил Господа Бога всем сердцем и всею душою и всем разумением.
Беседовала Ирина МАТВЕЕВА,
газета «Благовест»
Публикация портала «Логосъ»
(Рязанская митрополия)