В свете дошедшей аж до Андрея Белоусова истории с отправленным на верную смерть отличными специалистами-дроноводами (которые на голом энтузиазме занимались этим вопросом с 2014 года) хочется сказать пару слов об общей болезни под названием «каприз начальника».
Года два назад написал я заметку о том, как у нас любят ставить задачи многие начальники (кстати, и в гражданской жизни тоже). Привёл пример из книги generala Лебедя (помните такого?) «За державу обидно». В ней он описывал такой очень характерный эпизод, я в своей жизни не раз и не два с таким сталкивался.
Офицеры прибыли для сдачи экзаменов в полевой (точнее лесной) лагерь. Живут, готовятся, сдают экзамены, естественно, занимаются и хозработами. Начальник ставит задачу: нужно скосить траву на территории. При этом косу не даёт. Ничего не даёт (да ничего и нет). «Чем косить?». А чем хошь. Приказ понятен? Выполнять!
Поскольку такой приказ получали по очереди все группы абитуриентов (точнее кандидатов), выполнялся он по-разному. Какая-то группа вырезала палки и ими сбивала траву. Получалось безобразно, но приказ (точнее, каприз) был формально выполнен. В другой группе мужики скинулись, послали гонца в ближайшие хозтовары и купили косу. Разумеется, никто не отказался от выполнения каприза: все хотели поступить в академию. Да и не приучены они отказываться, иначе что это за army получится?...
Повторюсь: в моей практике были аналогичные случаи, правда, при поступлении мне пришлось валить сухие сосны для бани (жили мы в лесу под Каширой). Дали дико тупой топор и треснутую пилу, неточеную года три. Так что Лебедь описал далеко не единичный случай, это обычная практика...
Всё бы ничего, но такой подход к постановке задачи давно превратился в норму, в систему. Тебе ставят задачу, но ничем не обеспечивают. Крутись как хочешь. Купи. Укради. Делай голыми руками, зубами. Нет молотка? Гвоздь можно камнем забить. Нет бензина? Купи на свои. Завтра ты должен ехать в командировку, это 200 км отсюда. Денег сейчас нет, езжай за свои, потом когда-нибудь выплатят.
Да, вот сейчас мы уже третий год пожинаем плоды привыкших барствовать и ни о чем не заботиться начальников. Только речь идет не о косе или молотке. Точнее, не только о них. Помните, в начале событий мобам пришлось закупаться на свой счет? Почему? Да потому что никто даже и не подумал, что людей надо обеспечить всем необходимым, это как-то давно сошло на нет: сами как-нибудь выкрутятся. Есть же приказ! Куда они денутся? Но проблема, благодаря поднявшемуся шуму родственников и друзей (не прессы!), тут же всплыла на самый высокий уровень!
И ладно бы шмотки. Речь идет о том, что тебя отправили в shturm, но не обеспечили артой, тебе дали радиостанции с 5 лет назад севшими аккумуляторами (ох, сколько об этом писал покойный Мурз (Андрей Морозов!). Тебя отправляют брать завод или плотную застройку, не проведя никакой раз ведки («Идите! Там никого нет!» – эта фраза стала штампом, приговором и от нее даже до сих пор не полностью избавились).
Есть и вторая проблема: низкий уровень подготовки командиров, даже среднего звена (про высшее не будем). Мы сейчас пожинаем плоды еще досердюковского периода, когда по причине мизерной зарплаты и отсутствия жилья во время учебы в академиях и слушатели, и преподаватели вынуждены были подрабатывать. В 90-годы, когда учился я, подрабатывали разгрузкой вагонов. Далее, когда уже преподавал, перешли на охрану – от коммерческих ларьков до складов и офисов. В московском регионе подрабатывали все, иначе было не прожить (в 90-е зарплату не платили по 3 – 4 месяца). В общем, вы понимаете, что те люди, которые учились тогда, сейчас занимают какие-то должности (правда, многие уже на пенсии). Ситуация, между прочим, изменилась во времена Сердюкова: при нем существенно подняли зарплату, начали строить жилье и надобность в подработках отпала: не пришлось даже издавать специальный приказ о запрете. Да оно и так было запрещено по всем нашим законам, просто на это закрывали глаза. А вот плоды мы пожинаем до сих пор...
А вот болезнь под названием «уборка территории» не вылечена до сих пор. Существует какая-то патологическая тяга руководства к непрерывной, ежедневной и ежечасной уборке территории вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным. В ВВА им. Ю. А. Гагарина (которой теперь нет, а есть только название) уборкой занимались и слушатели, и преподы. Зимой снег, осенью листья, весной «подснежники». Почти через день. Вместо того, чтобы порыться в литературе (а домой ее не возьмешь: все секретно), посидеть над картой, ты как дворник работаешь купленными за свой счет граблями. Это так задолбало, что я, как только получил квартиру, решил уходить. Сердюков помог: закрыл академию. Наши с ним желания совпали, спасибо ему. А на территории где была ВВА сейчас бурьян выше человеческого роста: всё заброшено. Зря мы работали....
Чем компенсируется низкий уровень подготовки командира? Его всевластием. В условиях б/д эта власть безгранична: он может буквально объявить «смертный приговор», и это будет абсолютно законно, что и произошло несколько дней назад. Начальство отвыкло работать, пахать, думать наперед, оно привыкло барствовать, ставя подчиненных в унизительное положение. «Я приказал, не сделаешь – уволю!».
На учителя в школе навешали столько обязанностей, что ему не то, что некогда качественно готовиться к занятиям, чтобы был хороший результат. Ему тетрадки некогда проверять. А руководство придумывает все новые инициативы. Не успеваешь? Делай дома, делай ночью. Целое воскресенье есть, нечего бездельничать. Делай в отпуске. Не нравится – увольняйся. В результате что страдает? Качество образования! Уроки по остаточному принципу, главное – вовремя исполнять все капризы руководства (как правило, бессмысленные и ничем не обеспеченные). На капризы надо бы выделять время, выполнять их ВМЕСТО чего-то другого. Но их требуют выполнять ДОПОЛНИТЕЛЬНО ко всему остальному. Нагрузка постоянно растет, качество падает. Трава не скошена, а сбита палкой.
Так что не надо удивляться историям, подобным той, которая на днях стала широко известна: управы на капризное руководство нет, оно ведь действует от имени Страны, Государства.
Те мои читатели, кто читает не только «официальных» блогеров, но и таких, которые до боли в сердце и до слез болеют за дело, кто постоянно бывает ТАМ и возит туда помощь, знает, что таких историй хватает. Отсюда и проблема того, что в «shturm» гонят всех подряд, по алфавитному списку фамилий: сегодня идут те, у кого фамилии от А до Р, завтра – от С до Я. Безо всякой подготовки. Приказы, как известно, не обсуждаются. Жаловаться некуда, да и на что жаловаться-то?
И еще вытекающая из предыдущего текста проблема. Таким начальникам никогда нельзя сообщать о проблемах. Категорически нельзя! Что бы ни случилось, какая бы причина не была - виноват будет тот, кто о проблеме сообщил. "У тебя аккумуляторов нет?? А почему? У тебя горючки нет? Как?! Чтоб к вечеру всё было!!". Именно поэтому у нас часто не докладывают наверх о том, что "кто-то кое-где у нас порой.....".
Будут ли лечить эту болезнь? Наверное, да. Во всяком случае, новый министр точно понимает, что она есть. И точно намерен поменять ситуацию. Вот только быстро это не делается. Если попробовать решить проблему быстро, наскоком, как у нас привыкли – получится именно то, о чем и писал Лебедь. Траву конечно, скосят, но выглядеть это будет так, что лучше бы её не трогали. Нужна длительная, системная работа, что называется, с азов. Пора бы. Хотя начинать надо было, как обычно, вчера. И я очень боюсь, что ретивые исполнители начнут сейчас срочно выправлять ситуацию, требуя сию секунду, к завтрашнему утру отчитаться, что эта проблема решена. Любят у нас доклады....
=================================