26 февраля 2024 года в Нигерии задержали вице-президента по глобальной разведке и расследованиям Binance Тиграна Гамбаряна. Спустя полгода он по-прежнему находится под стражей, а семья топ-менеджера утверждает, что его здоровью нанесен серьезный вред.
За день до задержания руководитель вместе с директором биржи в Западной и Восточной Африке Надимом Анджарваллой прибыл в страну, чтобы обсудить с властями текущие проблемы компании.
Редакция ForkLog вспомнила, кто такой Тигран Гамбарян, и попыталась разобраться, почему его арест касается не только Binance.
О ранней биографии Гамбаряна известно немного. Карьерный путь в госсекторе он начал с позиции аудитора в CDTFA, где занимался расследованием налоговых нарушений. Гораздо больше информации можно найти за период службы в IRS.
Согласно странице в LinkedIn, там Гамбарян работал с 2011 по 2021 год. Особый интерес для него представляли дела, связанные с криптовалютами.
«Он был новатором в расследовании вещей, о которых знали очень немногие люди в стране […]. Я не думаю, что кто-то оказал большее влияние на подобные расследования», — отметил в интервью Wired бывший прокурор Уилл Френтцен.
Так, в статусе федерального агента Гамбарян расследовал действия двух экс-сотрудников Управления по борьбе с наркотиками — Шон Бриджес и Карл Форс работали под прикрытием в рамках дела Silk Road. Впоследствии выяснилось, что они сами замешаны в преступной схеме и сильно злоупотребляли полномочиями.
Результатом работы следственной группы, в которую входил Гамбарян, стали приговоры экс-агентам: Форса посадили на 6,5 лет (вымогательство, отмывание денег и препятствие осуществлению правосудия), Бриджесу дали почти шесть лет тюрьмы за кражу биткоинов у дилера даркнет-рынка и отмывание денег, а позже добавили новых обвинений.
Следующее громкое дело с участием Гамбаряна было связано с криптобиржами Mt.Gox и BTC-e. В ходе расследования выяснилось, что украденные с первой платформы биткоины перемещались на кошельки администратора BTC-e Александра Винника, а потом — на саму площадку.
Расследование привело к задержанию Винника в Греции. В августе 2022 года его экстрадировали в США, а через два года он признал вину в сговоре с целью отмывания денег через BTC-e.
«Длительное расследование поддержано многочисленными бывшими прокурорами и следователями из нескольких агентств, в том числе специальным агентом IRS-CI Джеймсом Хейдом и бывшим специальным агентом IRS-CI Тиграном Гамбаряном», — отметили в мае 2024 года представители Минюста США.
На тот момент Гамбарян уже несколько месяцев находился в нигерийской тюрьме.
В сентябре 2021 года криптовалютная биржа Binance объявила, что наняла Тиграна Гамбаряна на должность вице-президента по глобальной разведке и расследованиям.
Спустя год Binance стала первой в индустрии компанией, присоединившейся к некоммерческой организации NCFTA, деятельность которой направлена на выявление и нейтрализацию угроз киберпреступности. Тогда топ-менеджер заявил, что успех криптоиндустрии зависит от тесного сотрудничества представителей отрасли с правоохранительными органами и другими государственными учреждениями.
Вероятно, придерживаясь этого подхода, Гамбарян в итоге принял решение разобраться в проблемах биржи в Нигерии. Они начались еще в июне 2022 года — в комментарии ForkLog представители Binance отметили, что после публикации регулятором правил, требующих от криптоплатформ получения разрешений, компания обратилась в местную SEC с запросом по поводу процесса лицензирования, но не получила ответа.
В июне 2023 года Комиссия приказала бирже прекратить привлечение нигерийских инвесторов, а через месяц назвала незаконной деятельность Binance в стране.
Согласно статье WSJ, Гамбарян появился в Абудже в начале января 2024 года — через месяц после получения биржей письма от председателя Комитета по финансовым преступлениям с просьбой о явке на публичное расследование. В составе делегации от компании он встретился с местными чиновниками, которые выразили обеспокоенность нарушением AML-правил и уходом от налогов.
Источники издания назвали поездку «пугающей». По их словам, один из чиновников предположил, что участникам делегации грозит задержание. В тот же день работавший с Binance нигерийский юрист назвал стоимость урегулирования проблем — более $100 млн, заявили три человека, знакомые с ходом переговоров.
Собеседники WSJ уточнили, что после этого Гамбарян и его коллеги прервали поездку и покинули Нигерию. Однако через месяц вице-президент решил вернуться. Газета намекает, что это было его решением, а Binance якобы получила заверения от местных чиновников в безопасности топ-менеджера.
Негатив со стороны нигерийского правительства усиливался. Власти приказали телекоммуникационным компаниям заблокировать доступ к некоторым платформам, включая Binance. А в начале марта выяснилось, что они считают биржу ответственной за обесценивание курса NGN.
«На платформе Binance работают люди, которые фиксируют обменный курс [NGN], что быстро влияет на экономику Нигерии в то время, когда страна пытается стабилизировать ее», — заявил тогда советник президента Нигерии Байо Онануга.
Эта информация появилась после сообщений СМИ о задержании 26 февраля неназванных топ-менеджеров компании. В интервью BBC пресс-секретарь президента Закари Миджиньява заявил, что сотрудники биржи находятся под следствием и «подвергаются допросу в рамках расследования, проводимого органами безопасности по вопросам регулирования валютного рынка».
Только 12 марта WSJ написала, что речь идет о Гамбаряне и директоре биржи в Западной и Восточной Африке Надиме Анджарвалле. По данным издания, они прибыли в Абуджу 25 февраля по приглашению властей. После первой встречи их отвезли в отели, сказали собрать вещи, конфисковали паспорта и перевезли в «гостиницу», управляемую Агентством национальной безопасности Нигерии.
В конце марта стало известно, что власти Нигерии обвиняют Анджарваллу, Гамбаряна и Binance Holdings Limited в уклонении от уплаты налогов, ведении незарегистрированной предпринимательской деятельности и отмывании денег.
22 марта Анджарвалла сбежал из-под стражи, но правоохранители выследили его в Кении и договорились об экстрадиции. 8 апреля суд арестовал Гамбаряна, который не признал свою вину.
В мае Reuters сообщило, что самочувствие Гамбаряна резко ухудшилось, из-за чего он не смог явиться на очередное слушание. В объяснении адвокатов говорится о малярии и необходимости комплексной медицинской помощи. Согласно хронологии событий Binance, которая есть в распоряжении ForkLog, на заседании суда 23 мая топ-менеджер упал в обморок.
Через месяц Гамбаряна посетили члены Палаты представителей США Френч Хилл и Крисси Хулахан. Они заявили, что он страдает от малярии и двусторонней пневмонии, но в доступе к качественному лечению ему отказывают. Эти заявления поспешили опровергнуть представители местного правительства.
В августе CEO Binance Ричард Тенг заявил о стремительном ухудшении состояния Гамбаряна. Его жена Юки сообщила, что муж страдает от пневмонии и тонзиллита, а из-за обострения грыжи межпозвоночного диска он не может ходить. При этом власти отказали ему в предоставлении инвалидной коляски. В начале сентября Гамбарян появился на заседании на костылях, а в какой-то момент, по словам семьи, расплакался от боли в зале суда.
“This is fvcked uppp”
— @???????????????????????????????????????????????????? (@OneJoblessBoy) September 2, 2024
Binance executive cries out in Nigerian court. pic.twitter.com/ZS0qNVpg86
Прокуроры Комиссии по экономическим и финансовым преступлениям настаивали, что топ-менеджер не был болен и отказался от лечения. В полученном ForkLog от представителей семьи Гамаряна заявлении говорится, что ему требуется операция по удалению миндалин и он вынужден принимать разжижающие кровь препараты для предотвращения образования тромбов, поскольку из-за грыжи «прикован к постели».
«Правда в том, что тюрьма месяцами скрывала его медицинскую карту, и даже в тех частичных записях, которые они, наконец, опубликовали сегодня [2 сентября], говорится, что Тиграну нужна операция. Они не могут продолжать играть в такие игры с жизнью моего мужа», — подчеркнула Юки Гамбарян в сообщении, переданном в ForkLog.
В заявлении от 13 сентября она подчеркнула, что тюрьма «отказывается от медицинского лечения, вероятно, чтобы избежать подтверждения его состояния», и призвала власти к действиям:
«И я прошу правительство США официально признать, что Тигран незаконно задержан, и немедленно принять меры против правительства Нигерии, если они не освободят его».
При попытке редакции связаться с МИД Нигерии письмо вернулось с указанием, что «почтовый ящик получателя переполнен».
В апреле Binance обратилась к властям Нигерии с просьбой не привлекать к ответственности ее топ-менеджера, подчеркнув, что он не имеет полномочий принимать решения в компании. Обвинения плафторма назвала «абсолютно беспочвенными».
Представители биржи подчеркнули, что Гамбарян ответил на более чем 600 информационных запросов от правоохранительных органов Нигерии или связанных с местными расследованиями. Предоставленные сведения помогли раскрыть «многочисленные преступления», включая отмывание денег и похищения людей, а также привели к блокировке более $400 000.
Ранее компания объявила о прекращении предоставления услуг с нигерийской найрой. Неизвестно, отреагировала ли платформа на требование властей передать данные всех пользователей из Нигерии и историю их транзакций.
Однако этих шагов оказалось недостаточно — по состоянию на 13 сентября Гамбарян по-прежнему находится под арестом.
В комментарии ForkLog представители Binance подчеркнули, что Нигерии «нет необходимости удерживать Тиграна» для урегулирования любых вопросов.
«Мы продолжаем призывать правительство Нигерии позволить Тиграну вернуться домой и продолжить наши обсуждения. Наши недавние соглашения с Бразилией и Индией демонстрируют, что исторические вопросы можно решать через конструктивный диалог и соблюдение правовых стандартов. Это международный стандарт ведения бизнеса», — заявили в компании.
В июне с Гамбаряна и Анджарваллы сняли обвинения в неуплате налогов, однако они продолжают проходить в качестве обвиняемых по делу об отмывании денег. В том же месяце 108 бывших федеральных прокуроров и агентов США написали письмо госсекретарю Энтони Блинкену с требованием оказать помощь в освобождении топ-менеджера Binance.
До этого ситуацией заинтересовались члены Конгресса США, призвав президента Джо Байдена вмешаться в разбирательство криптобиржи с властями Нигерии. В частности, они выразили опасения за жизнь бывшего правительственного чиновника и указали, что местные власти не оказывают ему должной медпомощи.
Это подтверждается словами Хилл и Хулахан, которые после визита в тюрьму обратились к посольству США с просьбой содействовать гуманитарному освобождению Гамбаряна, учитывая «ужасные условия содержания в тюрьме и состояние его здоровья».
За прошедшие полгода публичного заявления от Госдепа или Белого дома не прозвучало, по крайней мере редакция не нашла подобных пресс-релизов. Представители внешнеполитического ведомства не ответили на просьбу ForkLog прокомментировать, какие действия предпринимаются для решения ситуации.
Спустя почти неделю после запроса в NYT вышел материал, согласно которому в мае госсекретарь Энтони Блинкен в разговоре с нигерийским коллегой поднял этот вопрос. Другие дипломаты, в том числе посол США в Нигерии, призывали к освобождению Гамбаряна в частных беседах с президентом страны, главами Минфина и Минторговли, а также генпрокурором.
Общавшиеся с изданием чиновники уточнили, что с июня Госдепартамент в частном порядке призывал власти африканской страны освободить представителя Binance. Один из собеседников добавил, что правительство США «по-прежнему в некоторой степени верит в судебную систему Нигерии».
Журналисты напомнили, что эта страна долгое время считалась близким союзником Вашингтона и вторым по величине торговым партнером США в Африке.
Однако отдельные представители американского правительства продолжают требовать большего внимания к ситуации и предпринимать более решительные меры. Так, в июле член Палаты представителей США Рич Маккормик призвал объявить Гамбаряна заложником. 11 сентября его коллега Хилл заявил о необходимости «оказать более жесткое давление» на правительство Нигерии.
Tigran Gambaryan is not being held by Iran or Russia - he is being held by our supposed friend, Nigeria.
— French Hill (@RepFrenchHill) September 11, 2024
We need to press harder. The Nigerian government must understand that the continued wrongful detention of Tigran is putting our relationship in jeopardy.
Watch more ⬇️ pic.twitter.com/S8ylTzqbru
В течение полугода пока Гамбарян находится под арестом криптовалютное сообщество практически не интересовалось проблемой. В X звучали отдельные призывы освободить топ-менеджера Binance, но широкого обсуждения история не получила.
Из мониторинга X за последние несколько месяцев, кроме СМИ и Тенга, несколькими постами выделяется ветеран индустрии и известный разработчик биткоина Джеймсон Лопп.
Tigran Gambaryan, former US federal agent and crypto crime investigator, has been detained by the Nigerian government for 6 months in inhumane conditions that are causing his health to fail. Free Tigran! pic.twitter.com/0fmfvewYDH
— Jameson Lopp (@lopp) August 26, 2024
Кроме последствий для самого Гамбаряна, отстраненность сообщества грозит последствиями и для индустрии. Этот случай может стать закономерностью, и как минимум в Нигерии тенденция прослеживается.
Так, 11 сентября стало известно, что EFCC через суд заморозила 22 банковских счета продавцов USDT на криптобиржах Bybit, KuCoin и других на общую сумму 548,6 млн NGN ($330 000).
По мнению следователей, трейдеры виновны в манипуляциях с искусственным занижением курса нацвалюты, а платформы способствовали ее девальвации. Среди претензий к биржам — знакомое по делу Binance несоблюдение правил по борьбе с отмыванием денег.
Ситуация с арестом Тиграна Гамбаряна в Нигерии стала тревожным сигналом как для криптовалютной индустрии, так и для международных компаний, работающих в регионах с нестабильными правовыми условиями.
Эта история требует консолидации сообщества и более активного участия государства, чтобы прецедент не стал нормой. Возможно, именно отсутствие широкого давления со стороны индустрии и общества позволяет Вашингтону выжидать, чтобы не портить отношения с Нигерией. В результате вместо комплексной поддержки звучат лишь отдельные призывы к действиям как со стороны властей, так и сообщества.
Если ситуация не изменится, Гамбарян будет вынужден продолжать борьбу в одиночку, полагаясь лишь на помощь семьи и адвокатов.