Известно ли вам, что самым дорогим объектом города, возведённым в период строительства в 60-х годах прошлого века, была пристройка к многоэтажному дому на углу улиц Мерецкова-Волосова и Большой Власьевской?
1950-60-е годы – время восстановления разрушенного войной Новгорода и начало его развития как культурного и промышленного центра. Эти работы шли параллельно с открытием и изучением тех богатств, которые хранит Новгородская земля. К тому времени уже была сенсационная находка первой берестяной грамоты, за которой обнаружены и другие письма из прошлого, артефакты, на основании чего слагались страницы русской истории. Археологи исследовали культурный слой сразу на нескольких участках древнерусского города, а бок о бок с ними (и не обращая особого внимания на вздохи учёных) трудились строители, стараясь в установленные сроки выполнить задание по возведению объектов. Вспоминает Заслуженный строитель РФ, Почётный гражданин Великого Новгорода Евгений Владимирович Андреев:
«Я тогда, уже имея серьёзный опыт работы в строительной сфере, был приглашён в органы исполнительной власти города, вначале заместителем председателя горисполкома по строительству, а с 1967 года – председателем горисполкома, по нынешнему – мэром. Вдруг ко мне приходит на приём археолог Валентин Янин, с которым нас сближало то, что почти в одни годы мы учились в столичных вузах: он – в МГУ, я – в инженерно-строительном институте. И, к слову, во внеурочное время и он, и я, как и все другие студенты Москвы, трудились на строительстве здания МГУ. Затем мы вместе оказались в Новгороде. К тому времени Валентин Янин уже стал знаковой фигурой в учёном мире как руководитель Новгородской археологической экспедиции. Его тревожило то, что в исторической части Новгорода выделяется земля под застройку без предварительного её исследования. Новгородский историк Сергей Орлов, преподаватель пединститута, занимавшийся тогда археологией города, чуть ли не под экскаватор шёл, чтобы остановить работы там, где наверняка есть бесценные исторические артефакты и по сути дела тормозил работы строителей. Я сам неоднократно сталкивался с такой ситуацией.
«Как любой образованный и культурный человек, Вы понимаете, какую ценность для отечественной и мировой науки представляет Новгород, и надо сделать так, чтобы в исторической части города, где планируется новое строительство, сначала проводились работы по исследованию культурного слоя, причём, за счёт застройщика, а потом осваивать территорию», – помню, говорил тогда мне Валентин Лаврентьевич. Честно скажу, я был сильно озадачен, потому что вопрос не в моей компетенции. Я предложил ему изложить аргументы на бумаге за его подписью, а потом с этим официальным обращением пошёл по кабинетам власти – сперва городской, потом областной, где заручился поддержкой первых лиц. И благодаря им и их содействию далее отправился в Москву к руководителю Госплана СССР Владимиру Николаевичу Новикову, уроженцу Новгородчины, который очень многое сделал для развития послевоенного Новгорода. Именно благодаря ему в столичных ведомствах пошли на такие шаги. Проблема в том, что нормативы и правила работы строительной отрасли не предусматривали расходов на проведение археологии, – того, что предлагал изменить Валентин Янин. Если делать именно так – это приведёт к удорожанию строительства и неправомерному расходованию средств. Менять принятые правила, в том числе финансового планирования, – кто на это пойдёт? Оглядываясь назад, скажу точно, что это был большой риск, даже авантюра, за которую могли серьёзно наказать. Поэтому продумывали, чью поставить подпись под тем решением Новгородского горисполкома, чтобы никого не подставить под удар.
Наконец в отраслевом министерстве и других инстанциях всё согласовали именно благодаря авторитету Владимира Николаевича Новикова, которого потом новгородцы удостоили звания «Почётный гражданин Новгорода». В результате на земельный участок, выделенный под возведение пристройки, где сейчас располагается комплекс «Сказка», и другие территории пришли исследовать культурный слой археологи, и только после них начали работать строители. Соответствующие корректировки были внесены в смету, чтобы затраты на археологию обеспечил застройщик. Так этот объект на тот момент стал самым дорогим в городе. Но вложения того стоили: по соседству в дальнейшем началось изучение знаменитого Троицкого раскопа, из недр которого извлечены десятки тысяч артефактов».
Постановление Новгородского горисполкома «Об охране культурного слоя г. Новгорода», предусматривающее обязательное предварительное археологическое исследование территорий древнерусского города за счёт застройщиков, датировано 1969 годом. Почин новгородцев сразу же был подхвачен в 114 исторических городах России и стал хорошей основой для принятия уже федерального закона об охране и использовании памятников истории и культуры. Позднее об этом решении говорили уже на международном уровне в Париже с трибуны ассамблеи ЮНЕСКО. А в 1992 году археологический культурный слой Новгорода наряду с другими памятниками истории и культуры был включён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Остаётся добавить, что в начале 90-х годов прошлого века, когда страна переходила на рыночные отношения, на федеральном уровне была принята нормативно-правовая база, определяющая сохранение объектов культурного наследия России.
Светлана Антонова
Фото из архива редакции