Барнаульский завод винтовых свай («БЗВС») — единственное в крае предприятие с серийным производством свай. Директор завода Михаил Мозговой рассказал altapress.ru, как судьба привела его в промышленность, чем прекрасны винтовые сваи и как за несколько лет там удалось улучшить производство небывалыми инновациями и роботами.
Завод существует с 2016 года и выпускает винтовые сваи — альтернативу бетонным опорным конструкциям. Конкуренты, конечно, есть, но «БЗВС» существенно отличается от них тем, что запустил серийное производство. Заказчик может быть уверен в объемах и сроках на 100%.
У наших заказов четко установлен день и даже час, когда мы должны их доставить. Это один из аспектов сотрудничества с крупными ритейлерскими сетями, — рассказал Михаил Мозговой.
Руководитель отмечает, что использование винтовых свай вместо бетонных позволяет сократить сроки строительства — примерно в 1,5-2 раза. Это очень спасает на неровном ландшафте. Их можно вкручивать как с помощью машины, так и ручным способом.
На сваях завода стоят многие сооружения в Алтайском крае и Сибири — жилые дома и торговые центры, больницы и системы освещения, магазины, мосты и т.д. Из Барнаульского — например, лестницы Нагорного парка, спускающиеся к реке Обь.
Мы выполняем как гражданские заказы, так и для Министерства обороны. В гражданском секторе круг поставок часто выходит за пределы Сибири. Например, в этом году, по федеральному проекту, отправляли продукцию для строительства в национальном парке на Камчатке. Наши сваи использовали при возведении газопровода «Сила Сибири». Есть поставки и в Калининград, — рассказал предприниматель.
По образованию Михаил Мозговой — повар-кондитер. Но в полученную профессию его путь не лег. Судьба привела на службу в отдел снабжения крупной компании.
Моей задачей было как раз минимизировать затраты и при этом улучшить показатели. В том числе скорость строительства и срок эксплуатации. Тогда я познакомился с технологией винтовых свай, — вспоминает бизнесмен.
Но на рынке не было продукции необходимого качества. Пришлось Михаилу Мозговому брать дело в свои руки и открывать собственное производство. Дело интересное и во многом уникальное — руководитель завода не жалеет о выборе:
В любой сфере интересно работать, когда ты работаешь, — убежден предприниматель.
Завод не стоит на месте и всегда ищет новые решения. Для развития производства предприятие пользуется мерами господдержки. Субсидии помогли покрыть часть затрат на покупку нового оборудования и обновление собственного автопарка.
Без мер поддержки, признается Михаил Мозговой, ситуация складывалась бы несколько хуже.
На нынешних мощностях, с учетом всех обновлений, предприятие производит до тысячи свай в сутки за две смены. А когда все нововведения будут окончательно внедрены на производство, срок службы продукции должен составить, не много не мало, 50 лет.
Сейчас как раз заказали новый агрегат, ждут его с завода-изготовителя. Это будет совершенно уникальный аппарат, подготавливающий лопасти винта на сваях по-другому.
Новое оборудование позволит изготавливать лопасти методом гибки из металлической ленты. Сейчас мы делаем их методом кроя — вырезаем из металлического листа, как выкройки из ткани. Из-за этого большой процент отходов, остальной металл уже не пригоден. На новом же такого не будет, и мы сможем сократить затраты на сырье примерно на 60%. И, соответственно, снизить стоимость для конечного потребителя, — рассказал Михаил Мозговой.
Вложение это далеко в перспективу, и окупится не через год и не через два. Стоимость агрегата — порядка 26 млн рублей. Господдержка сможет покрыть около 10% от суммы — даже такая часть очень важна, чтобы хотя бы решиться на покупку, отмечает Михаил Мозговой.
Примерно столько же удалось возместить и на покупке оборудования для формирования конусов — наконечников свай, которые «вонзаются» в землю и обеспечивают удобное вхождение опоры в грунт.
Эта машина за 12 млн рублей позволила полностью изменить технологию — если раньше конец трубы надрезали в нескольких местах, а потом сваривали «лепестки» в острие, то теперь машина просто раскаляет кончик сваи и вытягивает его. Получается более толстый и прочный конус, который легче входит в землю.
Михаил Мозговой с гордостью показывает инновацию для сибирского рынка, которая уже стоит в цеху, — красящего робота. Под большим давлением машина распыляет вещество и ровным слоем наносит его на сваи.
Однако с краской — проблемы. После ввода санкций доставать такую, которая будет соответствовать всем критериям, не станет ни вскипать, ни отслаиваться, крайне сложно. Пока не нашли. Пробуют имеющиеся варианты.
Сейчас работаем над тем, чтобы увеличить адгезию краски. Грубо говоря, над тем, как она закрепляется на металле, — объясняет Михаил Мозговой.
Красят сваи затем, чтобы они дольше служили, — специальной краской, которая защищает их от воздействия такой агрессивной среды, как почва. Робот помогает наносить краску наиболее равномерно и точно, исключая человеческий фактор из процесса. И дело здесь не только в пользе:
Да и в первую очередь наша продукция покупается глазами, а потом уже с осознанием срока службы, — рассказывает директор «БЗВС». — Поэтому важно нанести еще и красиво. Робот значительно упрощает эту процедуру.
Одно дело — купить крутое оборудование. Совсем другое — внедрить. Для того чтобы им пользоваться, нужно написать программу, по которой оно будет работать. Этим на предприятии занимаются самостоятельно, не нанимают никаких программистов в штат. «Методом научно-математического тыка», — шутит Михаил Мозговой.
Сейчас производственные площади «БЗВП», два цеха, составляют порядка 2,5 тыс. кв. м. Компания подала заявку на предоставление земельного участка, где можно будет построить комплекс на 5,5 тыс. кв. м. Штат сотрудников тоже планируют расширять — около 50 человек тоже не всегда хватает. Таковы потребности предприятия на данный момент.
Бывают пиковые сезоны, когда справиться со всеми заказами не хватает мощностей. У нас период самой большой активности совпадает со строительным сезоном. То есть примерно с марта 3-4 месяца. В остальное время, и сейчас по возможности, мы аккумулируем складские запасы, к началу весны у нас должно быть порядка 40 тысяч изделий, — рассказывает Михаил Мозговой.
Даниил Артеменко, начальник отдела развития сферы малого и среднего предпринимательства Управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, рассказал, какие меры частичной компенсации затрат есть в Алтайском крае и как это работает.