Продолжаем рассказывать о путешествии по Беларуси: об избранных местах, облике городов, эмоциях и ценах. На этот раз мы в Бресте – том самом, который будоражит тех, кто зачитывался лейтенантской прозой и учебниками истории. И откуда автобусом (увы, не серой птицей) можно долететь прямо до Беловежской пущи.
Утренний поезд привезет вас к грозному и величественному серому вокзалу, напоминающему сталинскую высотку. В июне 1941-го его обороняли работники станции и милиционеры.
Он и сейчас будто в окружении: попасть сюда из города можно только через виадук. Вокзал находится на островке между двумя пучками железнодорожных линий. Иначе говоря, «сторонами» - Московской и Варшавской.
В центре города чувствуется безмятежность: относительно узкие, зеленые улицы, невысокие дома, гуляющие прохожие. Утром в большом парке Победы пустынно, нет никого, кроме старательных уборщиков, поющих птиц и белок.
Несмотря на перенесенную боль, город кажется очень светлым и жизнерадостным. Особенно это чувствуется на местном «арбате». Лучшей пешеходной улице в моем маленьком туре по стране.
В депо при вокзале происходит смена колес поездов, которые идут через Брест в Европу.
Вход через ворота-звезду, где постоянно, по кругу проигрывают одну и ту же запись: обращение к советскому народу о нападении, марш «Священная война», звуки авиаудара, метроном.
Широкая дорога ведет к сердцу мемориала – законсервированным руинам белого дворца, братской могиле с именами на каждой плите и монументальному глыбе-памятнику «Мужество». Лицо напряженно смотрящее в вечность. Пробирающий взгляд.
И снова – бесконечно играет музыка и горит вечный огонь.
В уцелевших сооружениях разместили музейные композиции, например, «Оборона Восточного форта», «Музей Войны – территория мира». Вне цитадели, за ивами на Волынском укреплении спрятался археологический музей «Берестье». Так называлось древнее городище, которое прямо здесь основали дреговичи.
Я увидела экспозицию «Летопись Брестской крепости». Диорама с фигурами в человеческий рост, которая охватывает строительство крепости, Первую Мировую, жизнь «между бурями», июнь 41-го, показывает штаб обороны и прорыв. В аудиогиде – история о судьбе жителей, которые населяли крепость в разные непростые периоды.
В музее Обороны Брестской крепости собрали коллекции личных вещей защитников. Везде висят их портреты, часто групповые. Если за конкретным человеком белый фон – значит он не погиб в крепости: смог спастись, выжил, попал в плен и выбрался. Если черный – то остался здесь навсегда.
Самыми волнительными экспонатами оказался будильник, который сломался и замер в первые минуты войны. И две черные ленты, на которых написано: «Сыну Васеньке Волокитину. Мама» и «Полгода делала венок своими руками».
Входной билет в музей Обороны и в «Летопись Брестской крепости» – по 10 белорусских рублей (300 рублей).
Как и в Гродно, главная пешеходная улица в Бресте называется Советской. Здесь она более длинная, шумная и наполненная событиями.
Каждые несколько метров – какой-нибудь эдакий кованный арт-объект или живой музыкант. Часто на инструментах играют дети. Некоторые юные предприниматели предлагают купить у них вареную кукурузу.
Пройти чуть дальше – и начнутся ряды столов, где продают украшения ручной работы.
На ул. Советской просто огромное количество торговых центров, кафе, ресторанов, баров и развлечений. Есть сильные места притяжения: театр и кинотеатр. Люди выходят из них и не идут домой, а продолжают отдых на прогулке.
Самое главное украшение улицы – седовласый фонарщик Виктор Петрович. Каждый вечер, вне зависимости от сезона и погоды, он выходит на улицу в дореволюционном темно-синем мундире, неся на плече лестницу. Окружен плотным кольцом туристов, которые следят за каждым шагом.
А он приставляет лестницу к фонарю, забирается на нее, зажигает керосиновую лампу, демонстрирует ее публике и срывает аплодисменты. Так – еще 17 раз, пока не засияют все керосиновые фонари. Гасить их нужно только утром.
Виктор Петрович – заслуженный работник «Брестгорсвета» и большая знаменитость. Здесь же на ул. Советской продают магнитики с его портретом. Местные подходят, жмут руку и говорят комплименты.
Каждый, чтобы исполнить заветное желание, стремится прикоснуться к отполированным пуговицам на костюме фонарщика. Говорят, со временем их пришлось прикреплять к ткани проволокой, иначе отрывали.
О чем мечтает сам фонарщик догадаться, наверное, нетрудно. У него не было выходных 15 лет.
С ул. Советской можно попасть на аллею кованых фонарей-арт-объектов. Ее открыли в честь очередной годовщины освобождения Бреста в 2013 году.
Неожиданно, да? В Барнауле, возможно, по этому поводу бы сделали новый памятный знак. Но какие знаки в Бресте сравнятся с крепостью?
Горожане подумали-подумали и выбрали мирную тему, связанную с созиданием, светом и историей Бреста. Как мы уже выяснили, к фонарям здесь особые чувства. Инициатором этого полностью коммерческого проекта стал местный кузнец.
Похоже, бизнесмены буквально соревновались между собой, у кого будет самый крутой фонарь. Каждый через художественные образы воплощает то, чем занимаются предприятия, которые вложили деньги в аллею.
Фонарь-мольберт с натюрмортом, фонарь-молекула, фонарь-печь, фонарь-чистильщик обуви и так далее.
Возглавляет парад летучая мышь с фонарем в когтях – символ того, что в Бресте никогда не наступит тьма. Сильно!
Отправимся по местам «Песняров», в пункт из списка ЮНЕСКО. Беловежская пуща – один из крупнейших зеленых массивов в равнинной Европе, который остался в относительно нетронутом состоянии.
Чего только этот лес не видел: с незапамятных времен здесь охотились европейские князья, польские короли, русские цари и другие особы.
В 1811 году здесь пронесся пожар, а еще через год – наполеоновские войска. Сильно досталось пуще от Первой мировой войны. Во время немецкой оккупации тут построили 4 лесопильных завода, через которые в Германию прошло 4,5 млн кубометров древесины.
Вторую мировую лес пережил чуть легче: пущу берегли, чтобы сделать из нее образцовое охотничье хозяйство для самых титулованных особ Рейха.
Сразу после войны здесь заработало заповедно-охотничье хозяйство, которое при развале СССР и стало нацпарком.
На небольшой части леса, в туристической функциональной зоне развивают инфраструктуру. На три часа и больше можно снять велосипед и прокатиться по любым специальным маршрутам разной протяженности.
Я выбрала второй по длине – в 19 км. Преодолеть их здесь намного легче, чем на барнаульской Трассе здоровья: половина дороги оказалась просто асфальтированной. А грунтовый путь был без резких подъемов и спусков.
Едешь себе по дорожке, останавливаешься у информационных табличек, вроде: «300-летняя сосна-великан. Наполеона видела. Таких тут тысячи». Тишина, шелест колес и листьев. Красиво.
Ближе к финалу на дороге встречается место, где чаще всего замечают миграцию зверей. Увидеть животных здесь можно либо рано утром, либо поздно вечером. Если не посчастливится – к услугам гостей вольеры с зубрами и другими жителями пущи.
Здесь есть где пожить: гостиницы, гостевые комнаты, дома и места отдыха. Перекусить тоже можно – в ресторане, барах, закусочных или в одном из четырех кафе. А еще ловить рыбу в одном из двух озер – это контролируемая рыбалка.
В сувенирном магазине встречаются очень циничные товары. Например, консервные банки с мясом зубра.
Весьма демократично. Аренда велосипеда на 3 часа – 20 белорусских рублей (примерно, 600 рублей). Та же цена – за обзорную автобусную экскурсию с посещением Музея народного быта.
Вход к вольерам с животными – 10 белорусских рублей (300 российских). Переночевать в гостинице – от 77 белорусских рублей (2,3 тыс. российских). Койка в гостевой комнате – от 30 рублей в сутки (900 российских).
На автовокзале Бреста, которому можно дать премию как самому чистому и ухоженному, можно приобрести билет на рейсовый автобус прямо до национального парка – в туристический сезон он ездит довольно часто. Билет – 7,8 белорусских рублей (234 российских).
Если повезет, то сможете купить место в кресле. Нет – придется около полутора часов стоять. Причем зажатым между братьями-пассажирами. Хотя, жителей нашего Индустриального района это не напугает.
Через неделю я расскажу о финальной точке маршрута - Витебске. Городе Шагала, ступенек и «базара».