12 сентября в Японии стартует кампания по выборам нового главы Либерально-демократической партии. Своего лидера либерал-демократы должны избрать не позднее 27 сентября. С учётом наличия у ЛДПЯ парламентского большинства будущий избранник займёт ещё и пост премьер-министра.
В избирательной гонке участвует 9 претендентов – с разными политическими платформами и взглядами. В то же время в программе каждого из них есть как минимум один общий пункт. Все они выступают за конституционную реформу, а именно – за изменение главы ІІ основного закона. В этой главе всего одна статья, в которой юридически закреплён отказ Токио от участия в войне: "Право на ведение государством войны не признаётся". Кроме того, этой же статьёй недвусмысленно запрещено создание любых вооружённых формирований. Допускается лишь содержание сил самообороны, которые формально считаются гражданской, т.е. невоенной организацией.
Чтобы понять причины единодушия японских политиков, необходимо вспомнить, что Япония – это оккупированная страна. По итогам Второй мировой войны Стране восходящего солнца был навязан договор, по которому США обеспечивают её "безопасность". На основании указанного соглашения Вашингтону разрешено содержать на Японских островах неограниченное количество вооружённых сил. Сегодня на территории Японии дислоцируется рекордное количество американских военных баз и объектов – 200! На этом же основании Токио конституционно закрепил отказ от обеспечения собственной безопасности.
И теперь осталось устранить последнее препятствие – конституционное. Изменение японской Конституции предполагает реорганизацию системы управления. Формально главой японского государства является император. Но поскольку в Японии формально нет армии, а Силы самообороны являются "гражданским формированием", они находятся в подчинении премьер-министра. Конституционное закрепление наличия вооружённых сил приведёт к тому, что они будут переведены в подчинение императора. И у этого изменения будет важное последствие.
Официальный (ритуальный) титул императора – "тэнно" – переводится как "непрерывность". В соответствии с законом император является "гарантом непрерывности, единства японской государственности". Он призван обеспечить неделимость "собственно Японии", к которой, помимо Японских островов, отнесены Курилы и Южный Сахалин. С этой точки зрения наделение императора статусом верховного главнокомандующего равносильно мандату на вооружённый конфликт с Россией.
В таком случае возникнет ситуация, которая уже была в истории. До середины XIX века в Японии существовала система, очень похожая на нынешнюю. Император исполнял церемониальные функции, а реальная власть находилась в руках феодальных премьер-министров – "сёгунов". Последние исполняли функции главнокомандующих вооружённых сил, задачи которых были ограничены обеспечением обороны. Однако в 1867 году в стране при активной поддержке Англии и США произошёл переворот. "Тэнно" взяли власть в свои руки, отстранив сёгунов. После этого с подачи всё тех же англосаксов страна пошла по пути милитаризации и внешней агрессии. Итогом этой политики стала Вторая мировая война, после которой Токио вернули к режиму, существовавшему прежде. Теперь же вновь запускают сценарий милитаризации и агрессии. И его финал несложно предугадать.