«Первые семь месяцев 2024 года поставили рекорд по хорошему настроению», — считает гендиректор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Фёдоров.
11 сентября Валерий Фёдоров отмечает своё 50-летие, с чем редакция его от души поздравляет. Накануне юбилея социолог рассказал aif.ru о том, что в последнее время радует, а что тревожит жителей страны, и с какими ожиданиями страна вошла в осень.
«Теперь важнее не деньги, а люди»
Виталий Цепляев, aif.ru: Валерий Валерьевич, недавно ВЦИОМ узнал, что 56% россиян не имеют никакой поддержки для своих семей от предприятий, на которых работают. Считанные проценты получают матпомощь при рождении ребенка, компенсацию расходов на детский отдых и т. п. При этом 60% считают такую помощь для себя важной. По-вашему, о чём говорят эти цифры?
Валерий Фёдоров: Работодатели у нас привыкли платить работникам очень мало, за редчайшими исключениями (ну, скажем, директоров банков и нефтяных компаний никогда не обижали). А в последние два-три года ситуация стала меняться. Вдруг оказалось, что людей в России не хватает. Санкциями нас обложили, надо бы наращивать свое производство, но за счет кого? Работники превратились в ценный ресурс, даже более ценный, чем ресурсы природные. Раньше эту проблему решали путем завоза мигрантов, но такое решение имеет свои пределы и издержки. Поэтому компаниям не осталось ничего другого, как поднимать зарплаты. Началась зарплатная гонка. Причем, если раньше люди были благодарны даже за те «три копейки», что им платили, то теперь они хотят и нормальную зарплату, и другие «плюшки» — полис ДМС, пособия на свадьбу, на похороны, на рождение детей и т. д., дотацию на оплату детских садов. И работодателям, которые желают сохранить старых или приманить новых работников, приходится на это идти. И это правильно!
— Недавно Росстат подсчитал, что в России не осталось семей, которым не хватает денег на еду. Ваши респонденты с этим согласны?
— Мы регулярно спрашиваем людей, на что им хватает, а на что не хватает денег. И можем подтвердить: за последние два года ситуация существенно улучшилась. Тех, кто говорит, что им не хватает на еду, стало намного меньше — даже при том, что инфляция в стране немаленькая, продукты тоже дорожают. Соответственно, тем, кому раньше хватало только на еду, теперь хватает еще и на одежду; те, кому хватало денег только на еду и одежду, теперь могут себя позволить себе и новую бытовую технику купить! Произошло то, чего никто — ни противники России, ни даже мы сами — не ожидал: на фоне санкций и СВО уровень жизни стал расти.
— У вас есть объяснение, почему так произошло?
— На мой дилетантский взгляд, это связано с тем, что из-за санкций и полномасштабного конфликта с Западом резко сократилась гигантская утечка капитала. Ведь начиная с девяностых годов десятки, если не сотни миллиардов долларов уходили из нашей страны ежегодно. Теперь выводить деньги стало гораздо сложнее, наши нефтедоллары остаются с нами. Это первый фактор. И второй, не менее важный: демография упала, люди теперь в цене — и как раз в момент, когда нужда в них резко выросла. Люди нужны и на фронте, и в тылу! Зарплаты пошли в рост, и не только в столице, а по всей стране.
И начался долгожданный рост благосостояния граждан. Конечно, не всех (работники автомобилестроительных заводов, например, сейчас переживают тяжелые времена), но многих. Помимо оборонки, расправила крылья легкая промышленность: западные бренды ушли, а одеваться людям во что-то надо. Знаете, как Ивановская область оживилась? Зарплаты швей и ткачих теперь доходят до 150 тысяч рублей, они уже могут себе позволить съездить в отпуск в Египет, например. На моей памяти такого не было никогда. Транспортная отрасль бурно развивается, IT — да много чего. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
— Да, но инфляция, как вы сами заметили, это благосостояние пытается подъесть. ВЦИОМ ежегодно опрашивает людей, сколько они тратят, например, на сборы детей в школу. В 2024-м получилось в среднем по 53,5 тысячи. Год назад было 43 тысячи, а десять лет назад — 13,6 тысячи, почти в 4 раза меньше.
— Жизнь дорожает, спору нет. Мы наблюдаем вечную гонку расходов и доходов, в которой даже сильно подросшие зарплаты не всегда поспевают за ценами. Однако на первое место в «рейтинге страхов» сейчас вышли опасения, связанные с СВО и военной эскалацией, отодвинув прежних лидеров этого рейтинга — рост цен и коммунальных тарифов. Страх безработицы почти ушёл. А вот страх недоступности здравоохранения — на очень высоком уровне. Население ведь не молодеет, потребности в медицинском обслуживании растут, а стоит оно все дороже, плюс врачей после ковида ощутимо не хватает.
«Загнать нас за Можай врагу не удалось»
— Эксперты ждут очередного повышения ключевой ставки ЦБ. Граждан эта перспектива как-то волнует? Ведь ипотека и потребительские кредиты станут еще дороже.
— Если верить статистике, граждане продолжают брать кредиты «как не в себя». Как и предприятия. Центробанк и так, и этак пытается прикрутить кредитный краник — но нет, наш народ не сдается! О чем это говорит? О том, что людям хочется жить лучше, и, по их мнению, сейчас самое время начать это делать. Кредиты берут, если уверены в том, что завтра будут жить лучше, чем сегодня. Ровно такая уверенность у нас и появилась в последнее время. Весной 2022-го люди «спрятались под кустом», затаились в ожидании обещанных нам Западом семи казней египетских. А потом выяснилось, что никакой катастрофы нет, жить можно! А тут ещё и зарплаты стали расти, плюс дела на фронте пошли веселее. Да, курская операция ВСУ стала для всех шоком. Но, как показывают наши измерения, и этот шок мы уже преодолели. Стало понятно, что Курск— это скорее агонические телодвижения киевского режима. А мы — пусть и медленнее, чем хотелось бы, но идем к победе! Люди в это искренне верят. Они считают, что все попытки нас задушить, сломать, изолировать, «загнать за Можай» — провалились. Неслучайно сентябрьские выборы прошли организованно, спокойно, легитимно. Они показали, что люди доверяют и президенту, его команде. Пароль дня — единство. В такие непростые времена нужно быть всем вместе, и тогда все у нас получится!