Запад "нежно обволакивал нас" - Китай действует по-другому. Востоковед Алексей Маслов рассказал о зависимостях России и ответил на вопрос, меняет Москва шило на мыло или совершает осознанный разворот, чтобы обрести реальный суверенитет.
То, как Россия взаимодействовала с Западом в мирные годы, и то, как она сейчас общается с Китаем, - это две абсолютно разные истории, обратил внимание директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов в программе "Царьград. Главное".
Так, востоковед рассказал о зависимостях России. Он обратил внимание, что если Запад "нежно обволакивал нас", то Китай действует по-другому:
В конце концов, Запад действительно навязывал свои технологии. Очень вежливо, очень аккуратно, иногда очень нежно обволакивал нас, и мы, по сути дела, торпедировали свои инновации, торпедировали свои стартапы, Китай не так действует.
Эксперт отметил, что сейчас у нас есть серьёзный зазор в пять-семь лет, чтобы разработать и свои технологии, и свои инновационные парки, и совместные предприятия с Китаем. Так мы обеспечим себе технологический суверенитет.
Мы многому научились по работе с Западом, негативный опыт - это тоже опыт. И поэтому впасть сейчас в зависимость от Китая при всём желании мы сами себе не дадим. Я, например, вижу, как сейчас идёт трансфер технологий. Например, Дальневосточный федеральный университет - один из центров трансфера технологий не только из Китая, но и из других азиатских стран. У нас развиваются огромные совместные технологические стартапы на базе и МГУ, и Сколтеха, и Санкт-Петербургского государственного университета. Я думаю, что за пять-семь лет мы сконцентрируем у себя необходимые инновации, чтобы не быть зависимыми, по крайней мере, в ключевых технологиях,
- убеждён собеседник "Первого русского".
Алексей Маслов. Фото: Царьград
Он обратил внимание, что на ВЭФ, например, впервые присутствовали представители гонконгского бизнеса, которые вели переговоры с отечественными предпринимателями по целому ряду позиций, связанных с торговлей и инвестициями:
И это не какие-то общие разговоры. То есть, конечно, ситуация заметно изменилась. Есть ещё один очень важный вопрос, который, я смотрю, обсуждают наши зарубежные коллеги. Это устойчивость России. Вот эти два тяжёлых года показали, что не только экономика устойчивая у нас, но и психология бизнеса, психология инвестиционного процесса. Устойчива и психология регионов. Например, мы видим, как новые проекты развиваются и в Забайкальском крае, и в Дальневосточном федеральном округе, и в Бурятии, и в Калмыкии. То есть и в тех регионах, которые до этого были не самыми прогрессивными с точки зрения развития. Получается, геополитическая составляющая всё равно измеряется в экономических показателях.