Всю историю СССР советская власть насаждала довольно специфическую культуру лицемерия по отношению к труду. С одной стороны, прославлялся рабочий класс – люди, которые работают руками.
С другой стороны, некоторые профессии, не предполагавшие ручного труда, являлись по факту более престижными в советском обществе, хотя зачастую и подвергались нападкам в советской пропаганде и массовой культуре (особенно это касается сферы обслуживания). Автор Блога инженера-нефтяника пишет:
Сдается мне, что классики марксизма-ленинизма сами толком не знали гегемона, ибо сами не были рабочими и не были теми, кто непосредственно с рабочими соприкасался (как, например, инженеры). Вот и переоценили его.
Само учение карлизма-марлизма давно уже никому не нужно, за исключением некоторых энтузиастов и фанатиков. Но те догмы, которые вбивали много лет – остались.
“Работаешь руками – таким везде уважение и почет”. “Крепи ряды рабочих”. И всё такое.
При этом было огромное отличие между тем, что декларировалось – и что было на деле. На словах и в пропаганде все было здорово и бравурно. “Хвала рукам, что пахнут хлебом”, “Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд”. А на деле родители вовсе не желали, чтобы их дети шли в рабочие и колхозники. На уроках нам в открытую говорили, что те, кто плохо учатся – пойдут в ПТУ и будут всю жизнь быкам хвосты крутить. Или за станком стоять.
Хотя шли многие, но их желания никто не спрашивал, закончил восемь классов – вот тебе аттестат в зубы – и в каблуху, Помоги Тупому Устроиться.
А на деле больше всего ценили работу, где имелся доступ к не менее ценному, чем деньги, в те времена ресурсу – благам. Какой рабочий, какой токарь, вот быть продавцом – престижно! Мясо на рынке рубить — круто, директор магазина или работник потребкооперации – это вообще мечта.
При этом всё это официально не презиралось, но было вторично по отношению к гегемону. Хотя в отношениях и общественной иерархии простой таксист был выше, чем мастер бригады на заводе. А грузинский торговец фуруктами – вах, очень уважаемый человек и желанный муж.
При этом многие заводы, давайте говорить честно, гнали откровенный шлак. <…> Как по мне, то лучше не производить ничего, чем производить такое. А рабочих, которые мастерят такое кривыми руками — гнать вообще с производства. И что, мне надо их уважать? За что, за откровенный неликвид? Лучше не делать ничего, чем гнать такой неликвид.
Теперь перейдем к неполезному труду (с точки зрения марксистов). Самое мерзкое, что может быть для них – это, конечно, предприниматель. От этого многих буквально корежит. По их мнению, это обязательно мироед, кровопийца, буржуй, капиталист, который только и делает, что отбирает прибавочную стоимость у трудового класса.
При этом трудовой класс – это исключительно отличные ребята, которые работаю добросовестно, не халтурят, не тянут время, не стараются при первой же возможности сделать тяп-ляп. И над ними стоит упырь, эдакий карикатурный буржуин, сошедший с агитационных советских плакатов. Единственная цель у него – эксплуатировать хороших парней и обирать до нитки, кидая им минимум, чтобы они с голоду не протянули ноги.
Другое же восприятие всей сложности отношений в их голове не укладывается. Схема примитивна – если не работаешь руками и общественно-полезным трудом – то вор. Обычное явление, когда рабочий может быть лентяем, разгильдяем, бракоделом – да не, такого не бывает. И что бизнесмен может быть и не образцом добродетели, но платить своим работникам достойно, хотя бы для того, чтобы они работали на совесть – тоже. Нет, у марксистов если бизнесмен – значит эксплуататор и вор, надо все отнять и отдать государству.
Хотя непонятно, чем же эксплуатация государством лучше, чем эксплуатация человеком. И не надо писать, что государство заботится о человеке и только что и делает, что думает о нем. Государство заботится о себе, хорошее государство заботится о гражданах примерно так же, как хороший кулак заботится о своей скотине, а плохое – эксплуатирует граждан в своих целях, и заботы там иной раз бывает с гулькин нос. Что, неужели великая забота была в СССР? Особенно в первые сорок лет существования государства? Откуда вы взяли, что деньги, которые пошли от прибавочной стоимости, непременно пойдут народу, а не всяким социалистическим папуасам, как это бывало не раз?
Да и быть бизнесменом – это надо иметь особый склад психики, хватку и выдержку. Человек рискует всем, гораздо больше, чем наемный рабочий. И пашет он как вол, это только в тупых агитках он просаживает денежки на девочек, футбольные клубы и отдых на Мальдивах. Если так просто – идите в бизнес. И не говорите, что имеете совесть, не в совести у вас дело, а потому что не обладаете нужными деловыми качествами.
Немногим дальше от бизнесмена ушел руководитель и чиновник. Руководитель – это тот, кто сам ничего не знает. Он сидит закинув ноги на стол и орет на подчиненных. Нет, бывают и такие, но назвать их хорошими и эффективными невозможно. Руководить – это не только управлять, но и нести огромную ответственность. Именно с него снимают три шкуры, когда что-то идет не по плану, когда происходят проблемы у подчиненных. На него орут руководители свыше, а подчиненные треплют нервы. Про то, что хорошо и легко быть руководителем – могут говорить только те, у кого в подчинении не было даже бригады. <…>
“Сфера обслуги – это халдеи”. Примерно такое отношение культивировалось к ним долгое время. Но при этом очень многие хотели стать халдеями. А все потому, что именно они имели доступ к благам. Что было в СССР не менее (а обычно даже более) важно, чем деньги.
PS. Я уже давно понял, что самые главные страдальцы о заводах, фабриках и рабочих почему-то никогда не стояли за станком и не были в рабочем цеху. И не представляют будущее для своих детей в качестве рабочих у станка. Как и страдальцы о сёлах в массе состоят из уехавших из этих самых сел, или из горожан минимум во втором поколении, их родители в ужасе сбежали из села в город.
Материал: https://dzen.ru/a/Zij-kMri3nwbz7ZY
ИСТОЧНИК: https://putc.org/uroki-sssr/